"Черная дыра" для Черного моря

22 марта 2016
Портал "Корабел.ру"

"Держите марку!"

Спускали на воду "Великий Новгород" как раз накануне профессионального праздника его будущего экипажа — Дня моряка-подводника. А праздник этот, в свою очередь, восходит к важнейшему для судьбы российского подводного флота событию: 19 марта 1906 года в классификацию кораблей военного флота был включен новый класс — подводные лодки. Поэтому собравшиеся на церемонию высокие гости поздравляли присутствующих по всем поводам сразу.

— Сегодня мы собрались здесь не только вспомнить исторические страницы подводного флота России, которыми можем гордиться. Мы также примем участие в спуске новой подлодки. А это значит, что мы продолжаем то, что начато нашими предками, — подчеркнула преемственность глава Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Светлана Штукова. — Это значит, что мы расправляем наши плечи и впереди у нас большое и светлое будущее. Я очень надеюсь, что те молодые люди, которые сегодня принимают участие в этом митинге, будут продолжать традиции моряков-подводников, будут всегда стоять на страже нашей родины и гордиться Россией.

Место предварительного сбора тоже было выбрано с умыслом — корабелы, моряки, чиновники и журналисты встретились неподалеку от южной проходной Адмиралтейских верфей. С 2008 года там стоит памятник "Подводный удар", изображающий ракетный залп с атомной подлодки проекта 671РТМ "Щука". Строился он по инициативе ветеранов-адмиралтейцев. Один из таких ветеранов, Борис Ларин, вышедший к стеле поздравить собравшихся, отметил, что ему особенно приятно праздновать такое событие возле этого памятника.

— Мне очень радостно, что этот праздник отмечается возле памятного знака, который был поставлен к столетию подводных сил России. Автором его является большой друг нашего завода, народный художник России, скульптор Дема. Поставлен он на средства адмиралтейцев и еще более двадцати судостроительных заводов и предприятий Санкт-Петербурга.

Поблагодарив коллег-ветеранов, он обратился с напутствием к молодежи с Адмиралтейских верфей, пожелав ей не ударить в грязь лицом:

— За те тридцать лет, которые я тут проработал, я ни разу не слышал отрицательного мнения о тех кораблях, о тех лодках, которые строили адмиралтейцы. Мы держали эту марку, держите теперь и вы!


"Варшавянка" в боевых условиях

Вслед за окончанием митинга наступило время для главного "блюда" этого дня, которое должно было состояться уже по ту сторону проходной Адмиралтейских верфей, — спуска на воду дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 "Великий Новгород". Символическая церемония проводилась прямо в эллинге, в пяти метрах от самой подлодки.

— Уважаемые гости! — взял слово глава предприятия Александр Бузаков. — Адмиралтейские верфи успешно в этом году завершают строительство серии дизель-электрических подводных лодок 636-го проекта, разработанного центральным конструкторским бюро "Рубин". Сегодня мы собрались по случаю спуска пятой подводной лодки "Великий Новгород". Примечательно, что подлодка была заложена в год 310-летия Адмиралтейских верфей, а спускается накануне 110-летия подводного флота. Это символично и здорово!

В доказательство того, что его предприятие имеют прямое отношение к празднику всех отечественных подводников, гендиректор привел солидную цифру — более 400 подлодок различных проектов сошло с "адмиралтейских" стапелей.

— Сегодня мы можем вспомнить замечательные страницы истории Адмиралтейских верфей: создание серии подлодок 671-го проекта, глубоководных атомных станций 705-го проекта, 877-го, 636-го, — начал называть примеры Александр Бузаков. — Невозможно за это короткое время перечислить все то, что было построено, сдано Военно-морскому флоту России.

636-й проект, знаменитая "Варшавянка", относится к неатомным и отличается прежде всего уникальными характеристиками бесшумности. Эти подлодки в НАТО за свою скрытность получили характерное прозвище "черная дыра". Тем не менее, они заточены не только под выполнение разведывательных функций. На вооружении у них стоят ракетные комплексы "Калибр", благодаря чему их боевая эффективность тоже на высоте. Причем это доказано на практике.

— Две лодки из этой серии несут боевую службу на Черном море. Не каждому поколению корабелов удается наблюдать испытания подводной лодки в боевых условиях. В декабре прошлого года был произведен залповый пуск боевых ракет из подводного положения по наземным целям. Все они были поражены. Это было реальное подтверждение эффективности кораблей, — с явной гордостью отметил генеральный директор Адмиралтейских верфей.


Стремительное обновление

Представитель Военно-морского флота в ответ не поскупился на благодарности корабелам.

— Сегодня замечательный день — национальное торжество, национальный праздник, — обратился к присутствующим заместитель командующего ВМФ России, вице-адмирал Александр Федотенков. — Десять лет прошло с того момента, как мы отмечали столетний юбилей российских подводников. За эти десять лет произошло стремительное обновление подводного флота России. "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах" решают поставленные задачи по охране рубежей нашей Родины. Завершила опытную эксплуатацию подводная лодка "Северодвинск". На стапелях заложены новые подводные лодки. Товарищи адмиралтейцы, благодаря вам, по сути дела восстановлены подводные силы Черноморского флота.

Слова вице-адмирала нельзя назвать преувеличением. "Великий Новгород" — это уже пятая субмарина из серии многоцелевых ДЭПЛ, названных в честь российских городов воинской славы, предназначенная для Черноморского флота. Первые две — "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону" — были переданы ЧФ в 2014 году. На тот момент все подводные силы ЧФ по сути были представлены единственной ДЭПЛ Б-871 "Алроса" проекта 887В "Палтус". Довеском к ней была пребывающая в перманентном ремонте старенькая Б-380, последняя лодка проекта "Сом", которая уже несколько лет балансировала на грани списания.

Обновление Черноморского флота, де-юре не запрещенное России во времена украинского Крыма, было тем не менее обставлено таким количеством "рогаток", что на практике проводить его не было возможности. Разместить в Севастополе новый корабль или новую подлодку можно было только по согласованию с Киевом, но добиться разрешения на это от украинских властей было нереально. Причем не важно, в чьих руках была гетманская булава — "оранжевого" Ющенко или условно пророссийского Януковича.

Перед тем, как современная серия "варшавянок" была запущена в производство, российские и украинские дипломаты сломали немало копий в попытке договориться о том, где будут располагаться лодки 636-го проекта, которые пополнят Черноморский флот. Пока на стапелях Адмиралтейских верфей строилась первая пара, в Новороссийске в спешном порядке сооружали причальный фронт, а вопрос с возможностью базирования новых ДЭПЛ в Севастополе по-прежнему висел в воздухе. В 2012 году контр-адмирал ЧФ Александр Федотенков мог сообщить лишь о том, что дополнительное соглашение с Украиной должно быть подписано, когда лодки придут на Черное море. Но будет ли оно подписано в действительности, стопроцентной гарантии никто дать не мог. В итоге, было решено, что все новые ДЭПЛ отправятся в Новороссийск.

Сегодня Новороссийская военно-морская база Черноморского флота России насчитывает четыре действующие подводные лодки проекта 636.3: "Новороссийск", "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол" и "Краснодар". Благодаря этому в конце 2014 года 247 дивизион подводных лодок ЧФ повысил свой статус до отдельной бригады. В 2016 году в строй встанут "Великий Новгород" и завершающая серию шестая подлодка "Колпино", спустить на воду которую Адмиралтейские верфи планируют в мае.


По традиции

А напоследок Александр Федотенков обратился к молодым курсантам, выстроившимся в десяти шагах от черного брюха подлодки:

— Перед лицом адмиралтейцев, перед лицом ветеранов я хочу поставить задачу экипажу корабля "Великий Новгород". Это пятый корпус, цифра "пять", канун юбилея подводных сил! Вы должны на "отлично" завершить учебу, прибыть на Адмиралтейские верфи для участия в завершении испытаний и стать отличным кораблем и отличным экипажем — другого вам не дано!

По уже сложившейся в современной России традиции подводная лодка была освящена. Чин освящения выполнил настоятель Николо-Богоявленского морского кафедрального собора, протоиерей Богдан Сойко. После молитвы подлодка была окроплена святой водой, а будущему командиру корабля в дар от митрополита Новгородского и Старорусского Льва передали копию иконы Божьей Матери "Знамение", хранящейся в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода.

Вслед за этим была отдана дань еще одной традиции — "крестная мать" корабля, новгородская предпринимательница Лариса Сергухина разбила о борт подлодки бутылку шампанского. Медленно поднялась огромная шторка, закрывающая эллинг, в помещение брызнул дневной свет, и подлодка начала неспешное движение вперед — к морю.

Материал опубликован на портале “Корабел.ру”  24 февраля 2016 г. и доступно по ссылке




Предыдущие публикации

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью «Известиям» рассказал о локализации и независимости российского судостроения от иностранных поставщиков как основе стабильного развития отрасли в нашей стране.

13 сентября 2018

Объединенная судостроительная корпорация не первый раз участвует в Восточном экономическом форуме. О том, какие вопросы решает здесь в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал президент АО "ОСК" Алексей Рахманов.

12 сентября 2018

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью ТАСС — о том, сколько стоят опоздания в технологическом графике на Балтийском заводе.

12 сентября 2018