Флот нового поколения

24 ноября 2010
Российская газета. 2010. 24 ноября

Возрождение судостроения в России начинается с малого, за которым открываются очень большие горизонты. На прошлой неделе в Зеленодольске на судостроительном предприятии имени Горького заложили скоростной пассажирский теплоход класса река-море нового поколения проекта А145. На этой неделе на судоверфи в Навашино спустили на воду речной сухогруз нового поколения серии RSD-44, названный «Капитан Рузманкин». Два этих, как бы локальных события, знаменуют возрождение отечественного судостроения на качественно новом уровне.

Объединенная судостроительная корпорация разработала очень интересную и перспективную стратегию развития малого флота. Конечно, все мы знаем, что Россия — великая океанская держава и флот наш, что гражданский, что военный, должен быть исключительно великим. И сама ОСК в общественном сознании связывается только с грандиозными проектами — строительством боевых фрегатов и даже авианосцев, с вводом в строй новых атомных подводных лодок, атомных ледоколов и прочих кораблей, которые во всем должны быть супер-супер. Поэтому возникает вопрос: какое отношение мелкие речные суда могут иметь к океанским лайнерам и тем более — к авианосцам.

Однако вспомним — морской Флот России зарождался с ботика юного царя Петра, на котором он плавал не в морях-океанах, а по Плещееву озеру. А последние двадцать лет были объективно провальными в отечественном судостроении. Сейчас надо говорить именно о зарождении нового флотостроения в России — в самом полном смысле этого слова. И то, что ОСК не проигнорировала «мелкий речной флот», а уделила ему очень большое внимание, говорит о многом.

Теперь несколько «техницизмов», без которых суть проблемы не объяснить. Важнейшим элементом развития внутренних водных путей является обеспечение безопасности судоходства, увеличение грузо- и пассажироперевозок, обновление флота для обслуживания внутренних водных путей, а также строительство судов для обеспечения водных перевозок по внутренним путям.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)» — подпрограмма «Внутренний водный транспорт» специалисты ОСК провели очень кропотливую работу по следующим направлениям: проектирование и строительство обстановочных, служебно-вспомогательных и патрульных судов, а также дноуглубительной техники.

Было точно просчитано, что до 2015 года потребуется построить свыше 460 судов и земснарядов, в том числе:
— обстановочных теплоходов — 250 единиц,
— экологических судов — 16,
— судов для промерных и изыскательских работ — 32,
— земснарядов — 22,
— служебно-вспомогательных судов — 32,
— патрульных судов для государственного речного надзора — 115.

Для их строительства потребуется порядка 34 млрд. рублей средств из государственного бюджета.

Несмотря на то, что ранее предприятиями, входящими в структуру ОСК, строительство судов и техники для обслуживания внутренних водных путей фактически не осуществлялось, предварительные проработки показали наличие такой возможности. Строительство большинства заявленных судов обслуживающего флота (служебно-вспомогательные и аварийно-спасательные суда, водолазные и лоцманские суда и т.п.) и технического флота (промерные суда, земснаряды, обстановочные суда, лоцмейстерские суда и катера и др.) может быть размещено на судостроительных предприятиях ОСК. Новые речные суда в России после 1991 года изготавливались по единичным и малосерийным заказам.

К настоящему времени российскими проектными организациями создан определенный научно-технический задел в обеспечение строительства судов, включенных в программу «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». ФГУП «ЦМКБ «Алмаз», ФГУП «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», ОАО «Инженерный центр судостроения» разработаны концептуальные проекты обстановочных и промерных судов для обслуживания внутренних водных путей.

Помимо этого, начато строительство большой серии пассажирских и торговых судов новых поколений. Поэтому-то события, имевшие место в Зеленодольске и Навашино должны были стать резонансными новостями — не стали. Но суть их от этого не уменьшилась. О закладке в Зеленодольске скоростного теплохода А145 «РГ» рассказала очень подробно. Теперь о том, что происходило на Окской судоверфи 23 ноября.

На воду спустили первое судно серии RSD-44. По сути, это самоходная баржа, но фактически — «ботик» новой России, с которого и начнется возрождение масштабного отечественного судостроения. Когда-то самоходные речные грузовички серии «Волга-Дон» сотнями бороздили практически все реки и крупные озера Советского Союза. Роль их в экономической жизни страны была неоценима. Однако в середине восьмидесятых годов прошлого века строительство серии, как морально устаревшей, было прекращено, а запустить новый проект не успели.

Между тем речной торговый флот — один из самых удобных и эффективных практически для всех участников рынка, как производителей, так и потребителей. И во всем мире он развивается очень динамично. России же потребовалось четверть века, чтобы найти силы и возможности для начала воссоздания речного флота грузовых судов. Объединенная судостроительная корпорация, существование которой у многих ассоциируется только с боевым кораблестроением, разработала целую стратегию развития речного флота России. Специалисты просчитали, что емкость только внутреннего рынка — около полутора тысяч торговых судов самого различного назначения. Кроме того, есть неплохой экспортный потенциал.

Заказчиком первых десяти сухогрузов нового поколения серии RSD-44 выступило Волжское пароходство. Сам теплоход спроектировали в Одессе в «Морском инженерном бюро». По всем основным характеристикам это судно — одно из лучших в Европе. На нем установлены экономичные и экологически чистые двигатели. Водометные движители позволяют разворачиваться на месте. Низкая высота борта (на 8 метров ниже чем у серии «Волга-Дон») позволяет проходить почти под любыми речными мостами. Экипаж теплохода состоит всего из девяти человек, при этом у каждого — отдельная каюта со всеми удобствами и системой кондиционирования.

Финансирование проекта осуществлялось по лизинговой схеме государственной поддержки отечественного судостроения. Всю серию речных сухогрузов, строительство которых в Навашино идет полным ходом, решено назвать именами капитанов речных судов, погибших во время битвы за Сталинград. Первым на воду был спущен «Капитан Рузманкин». Петр Федорович Рузманкин, командовавший речным буксиром, который тащил баржу с боеприпасами для защитников города, погиб в 1942 году во время бомбардировки немецкими самолетами. Однако династия речников не прервалась — ее продолжили дети и внуки капитана-героя. Крестной матерью нового сухогруза стала правнучка Петра Рузманкина — Ирина, которая служит сегодня милиции в одном из городов Нижегородской области. Ей было поручено по традиции разбить бутылку с шампанским о борт судна, после чего «Капитан Рузманкин» под салютный фейерверк вошел в воды Оки.

На очереди — «Капитан Загрядцев», сборка корпуса которого практически завершена. Очень скоро речной флот России преобразится на глазах. Основой его станут пассажирские и грузовые суда совершенно новых технических поколений и самых современных архитектурных форм. Строительство их начинается практически на всех верфях нашей страны. И новость последнего часа — ОСК приобретает в свою собственность Окскую судоверфь. Это говорит о том, что все судостроение России, включая закупку «Мистраля», будет работать только в интересах нашего государства.

Сергей Птичкин

Предыдущие публикации

Возвращение Крыма в состав России предприятия ОПК полуострова, в частности, судостроительные и судоремонтные, которые в украинские времена фактически умирали из-за отсутствия оборонных заказов, восприняли с воодушевлением и надеждой на скорое возвращение их в строй. И действительно, за последние несколько лет жизнь крымской корабельной оборонки преобразилась: стали поступать заказы на новые корабли и ремонт и сервисное обслуживание уже находящихся в боевом составе Черноморского флота. Чем живет сегодня крымская корабелка, какие проблемы и задачи стоят перед ней, в интервью РИА Новости рассказал Игорь Дрей, директор старейшего в Крыму судоремонтного предприятия "Севастопольский морской завод", которое в этом году отметит свое 235-летие.

12 марта 2018

Все меньше времени остается до введения в строй одного из самых сложных инфраструктурных проектов современной России – Крымского моста. Его возведение стало важным событием не только для судоходной, но и для судостроительной отрасли. Дело в том, что ключевую часть моста – два огромных арочных пролета над судоходной частью – предстояло доставить к месту назначения на специальных плавопорах. Право строить эти понтоны было доверено Севастопольскому морскому заводу. С задачей предприятие справилось на "отлично"! Сами работы окончились еще прошлым летом, но всегда интересно узнать из первых уст, как происходили веховые события. Поэтому сегодня мы публикуем эксклюзивный репортаж, подготовленный по нашей просьбе пресс-службой Севастопольского морского завода. Из него вы узнаете, как шло строительство этих плавопор.

14 февраля 2018

Генеральный директор судостроительного завода "Северная" верфь" Игорь Пономарев рассказал в интервью РИА Новости о предстоящей модернизации завода, сроках сдачи строящихся военных кораблей, а также о перспективе строительства фрегатов нового поколения и эсминцев.

5 февраля 2018