Игорь Пономарев: "На требования времени завод "Янтарь" отвечает постоянным обновлением производственных мощностей"

28 января 2016
Портал "Корабел.ру"

Традиционно завод ориентировался на строительство военных кораблей. Но постепенно на ПСЗ "Янтарь" планируется строить и гражданские суда. Поговаривают о создании на базе завода крупного судостроительного кластера. В планах развития предприятия намечен целый комплекс мер по преобразованию производственных мощностей, модернизации оборудования и увеличения численности и качества кадрового потенциала завода. 

– Игорь Борисович, вы назначены на пост руководителя не так давно. С какими проблемами пришлось столкнуться, какие вопросы решать в первую очередь?

– В первую очередь, пришлось столкнуться с проблемами разбалансированности производственного процесса, организации поставок по линии материально-технического обеспечения и с вопросами исполнительской дисциплины. За эти полгода удалось сбалансировать работу подразделений завода, в том числе в части планирования производства и обеспечения своевременных поставок. Конечно, эта работа еще не завершена. Развитие производства требует дальнейшего совершенствования, так как завод – достаточно сложное управленческое звено. В этом направлении мы будем продолжать работать, для того чтобы строительство законтрактованных кораблей выполнялось четко в срок, по графику и с прибылью для предприятия. Другая проблема – нехватка рабочих рук. Этим мы тоже занимаемся, составлен план набора необходимых специалистов с учетом загруженности завода, и он сейчас выполняется.

– На ваш взгляд, оправдано ли создание Объединенной судостроительной корпорации? Чем это можно обосновать? Не является ли объединение судостроительных предприятий в корпорацию формальным укрупнением? И, наконец, не превратится ли ОСК в неповоротливую, забюрокраченную структуру? Не станет ли единственным лидером, монополистом?

– Создание ОСК было обусловлено, прежде всего, необходимостью объединения активов судостроительной промышленности. В этом смысле создание ОСК оправданно – корпорация выполнила задачу консолидировать эти активы. Таким образом был создан единый центр управления в сфере отечественного судостроения и судоремонта. Восемь лет работы корпорации показали правильность принятого решения о ее создании. За это время ОСК не превратилась в "неповоротливую, забюрокраченную структуру". Опыт работы, в частности, по прямым контрактам с Министерством обороны на строительство серии подводных лодок типа "Ясень" и "Борей" доказывает, что такое направление – правильное. Как видим, это позволяет оперативно решать вопросы в части строительства стратегических подводных лодок и других современных кораблей. Показателен и опыт строительства "Мистралей" совместно с французской компанией DCNS: ОСК выступала в роли основного заказчика, а "Балтийский завод" выполнял работу в качестве субподрядчика, и контракт был выполнен точно в срок, что позволило получить прибыль как заводу, так и корпорации в целом. С приходом Алексея Львовича Рахманова на пост президента ОСК ее развитие идет по нескольким направлениям: она выстраивается как корпоративная структура и как производственная платформа, проводится модернизация производственных активов по федеральным целевым программам с целью унифицировать все образцы, методы, технологии и разделить верфи по специализациям. Все это, на мой взгляд, и доказывает оправданность создания ОСК.

– В отрасли, помимо прочего, остро стоит проблема с кадрами. И не только с их численностью, качеством и уровнем подготовки, но и с эффективностью их использования. Что предпринимается на вашем предприятии в этом направлении?

– В настоящее время в ОСК создается так называемый ресурсный центр, или общая база данных по кадрам, где сведены воедино все специальности, которые существуют на судостроительных заводах корпорации. Это, к примеру, сварщики, трубопроводчики, маляры и др. Готовится единый документ для группы компаний ОСК, который позволит кадры, не задействованные на одном предприятии, использовать на других предприятиях. После того, как этот документ будет принят, станет проще организовывать рабочий процесс и решать кадровую проблему в рамках корпорации. Это системная и долговременная работа, и, как ее результат, в течение 2016 года проблема с кадрами может быть во многом решена. Как пример, мы сейчас отправляем рабочих со "Звездочки" и "Севмаша" на Амурский судостроительный завод для поддержки в строительстве серии корветов и ремонта подводных лодок.

– Возможности "Янтаря" позволяют реализовывать широкий спектр заказов. Игорь Борисович, ваше предприятие, кроме основного направления – военного кораблестроения, старается вернуться и к строительству гражданских судов. Какую продукцию планируется выпускать? Выросла ли загрузка предприятия, количество заказов?

– Завод "Янтарь" не только специализируется на строительстве военных кораблей, но и имеет большой опыт строительства гражданских судов. Загрузка предприятия на ближайшие два-три года достаточно большая. Завод строит для Министерства обороны России серию из шести сторожевых кораблей проекта 11356 и два больших десантных корабля проекта 11711. 22 января этого года мы подписали контракт на строительство трех траулеров норвежского проекта для камчатского рыболовецкого колхоза им. Ленина. В планах на год – заключение контракта на строительство океанографического исследовательского судна проекта 22010 "Алмаз", подобного ОИС "Янтарь", которое мы передали в прошлом году Главному управлению глубоководных исследований МО РФ. Кроме того, с правительством Калининградской области ведутся переговоры о строительстве паромов для переправы Балтийск–Усть-Луга, и, скорее всего, результаты этой работы мы получим к концу года. Идет работа также с мурманскими рыбаками и Архангельским траловым флотом по контрактации еще ряда промысловых судов. То есть, работа по перспективной загрузке предприятия ведется довольно активно. И в итоге завод должен быть диверсифицирован в следующем соотношении: порядка 80% – строительство военных заказов, а 20% – гражданское судостроение.

– Внедряются ли на "Янтаре" новые технологии с использованием новейших материалов, инновации? Не сказывается ли некоторая оторванность Калининградской области от "большой земли"?

– Конечно, внедряются. Это требование времени, и мы на него отвечаем постоянным обновлением производственных мощностей. Завод совместно с Министерством промышленности и торговли РФ разработал федеральную целевую программу технического перевооружения и реконструкции, утвержденную правительством РФ. В рамках этой программы мы и проводим модернизацию завода, начиная с 2012 года – закупаем новые станки и технологические линии, ремонтируем корпуса и набережные, повышая таким образом конкурентоспособность предприятия. Учитывая эксклавное положение региона и его особый экономический статус, Объединенная судостроительная корпорация рассматривает "Янтарь" как отдельный, самостоятельный производственный блок по строительству кораблей, не связанный кооперацией с заводами Северо-Запада. Так что модернизации и развитию калининградского завода придается особое значение.

"Корабел.ру" выражает благодарность за содействие в подготовке материала Роману Черниговцеву, заместителю директора департамента информационной политики – руководителю пресс-службы АО "ОСК" и Сергею Михайлову, пресс-секретарю АО "ПСЗ "Янтарь".

Интервью опубликовано на портале “Корабел.ру” 28 января 2016 г. и доступно по ссылке

Предыдущие публикации

Возвращение Крыма в состав России предприятия ОПК полуострова, в частности, судостроительные и судоремонтные, которые в украинские времена фактически умирали из-за отсутствия оборонных заказов, восприняли с воодушевлением и надеждой на скорое возвращение их в строй. И действительно, за последние несколько лет жизнь крымской корабельной оборонки преобразилась: стали поступать заказы на новые корабли и ремонт и сервисное обслуживание уже находящихся в боевом составе Черноморского флота. Чем живет сегодня крымская корабелка, какие проблемы и задачи стоят перед ней, в интервью РИА Новости рассказал Игорь Дрей, директор старейшего в Крыму судоремонтного предприятия "Севастопольский морской завод", которое в этом году отметит свое 235-летие.

12 марта 2018

Все меньше времени остается до введения в строй одного из самых сложных инфраструктурных проектов современной России – Крымского моста. Его возведение стало важным событием не только для судоходной, но и для судостроительной отрасли. Дело в том, что ключевую часть моста – два огромных арочных пролета над судоходной частью – предстояло доставить к месту назначения на специальных плавопорах. Право строить эти понтоны было доверено Севастопольскому морскому заводу. С задачей предприятие справилось на "отлично"! Сами работы окончились еще прошлым летом, но всегда интересно узнать из первых уст, как происходили веховые события. Поэтому сегодня мы публикуем эксклюзивный репортаж, подготовленный по нашей просьбе пресс-службой Севастопольского морского завода. Из него вы узнаете, как шло строительство этих плавопор.

14 февраля 2018

Генеральный директор судостроительного завода "Северная" верфь" Игорь Пономарев рассказал в интервью РИА Новости о предстоящей модернизации завода, сроках сдачи строящихся военных кораблей, а также о перспективе строительства фрегатов нового поколения и эсминцев.

5 февраля 2018