«Правила игры должны быть для всех»

3 октября 2011
Корабел

С 13 по 14 октября на Севмаше побывал первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Юрий Борисов. Юрий Иванович вместе с руководителями Севмаша, ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит», предприятий-поставщиков, представителями заказчика — Министерства обороны России принял участие в заседаниях межведомственной рабочей группы (МРГ), посвящённых выполнению Севмашем государственного оборонного заказа, в частности, строительству атомных подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень». В сопровождении генерального директора Севмаша Андрея Дьячкова, члена Военно-промышленной комиссии Владимира Поспелова он побывал в заводском музее, в цехе 55, на сдаточных подлодках «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск».

Затем Юрий Борисов дал интервью газете «Корабел» ОАО «ПО «Севмаш».

— Юрий Иванович, вы побывали на Севмаше, посетили строящиеся атомные подводные лодки. Ваше впечатление от увиденного.

— У меня есть с чем сравнивать. Я был на Севмаше несколько лет назад, когда началась работа по пересмотру контракта на переоборудование авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец, тогда была совершенно другая картина. Теперь на предприятии чувствуется оживление. В 55-м цехе мы как раз попали в пересменок; я наблюдал, как одни корабелы идут домой, другие — на работу. По лицам людей видно, что ситуация изменилась. И это радует. Что касается технологического переоснащения завода, то пока я не составил полную картину, потому что для этого нужно более детально вникнуть в суть дела.

— Расскажите о перспективах Севмаша.

— Я знаю о планах, которые заложены в Государственной программе вооружения и проекте федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Речь об атомных подлодках всех проектов, которые строятся на Севмаше. Задачи перед предприятием стоят масштабные; чтобы их выполнить, предстоит напряжённо работать. Но это, на мой взгляд, очень хорошо: значит, у Севмаша хорошее будущее. И северодвинским корабелам надо максимально использовать данные возможности Государственной программы вооружения. Вместе с тем, если говорить о гражданском судостроении, возникает много вопросов, связанных с конкурентоспособностью продукции. Эти темы мы обсуждали и с Андреем Аркадьевичем Дьячковым.

Теперь подробнее о гособоронзаказе. Ситуация в этом плане очень напряжённая, и прежде всего по морской составляющей: у судостроительной промышленности серьёзные расхождения с Министерством обороны России по подходам к ценообразованию.

— В этой связи, какие ваши пожелания корабелам Севмаша?

— Надо просто переосмыслить свои позиции и в какой-то степени по-иному начать работать с Министерством обороны России. Нынешние взаимоотношения с заказчиком (Минобороны России) кардинально отличаются от тех, что были в предыдущие годы. С одной стороны, заказчик занял достаточно жёсткую позицию: он хочет видеть прозрачное ценообразование на всех этапах строительства кораблей. И в принципе, это желание, видимо, оправдано. Но с другой стороны, у корабелов свои резоны, которых нет, наверное, в других оборонных отраслях.

Ни в авиационной промышленности, ни в ракетостроении, ни в производстве обычных видов вооружения нет столь длительных циклов проектирования и создания головных и серийных образцов. Тот же серийный корабль имеет ряд отличий от головного. Эта особенность предполагает и особые подходы к ценообразованию; их необходимо выработать и согласовать с военным ведомством. Пока же промышленность не доказала свою точку зрения, это ещё предстоит сделать. В соответствии с решениями руководства Правительства РФ создана специальная межведомственная комиссия; она будет способствовать сближению позиций промышленности и военных. Скажу, эта тема поднималась и на заседании МРГ. Необходимо всей кооперацией — предприятиями и организациями, которые участвуют в строительстве кораблей, выработать общую позицию. Правила должны соблюдаться всей кооперацией, а не только головным предприятием. Нельзя оставлять его (головное предприятие) один на один с заказчиком. Мы много говорили на совещании об этом. Все звенья длинной цепочки — предприятий кооперации — обязаны по одной методологии, по одним правилам готовить и представлять необходимые документы. И нести полную ответственность за свою часть работы. А головное предприятие (будь то Севмаш, «Рубин» или «Малахит») — координатор должно всё систематизировать и представлять единым «пакетом» заказчику. Это как принцип «единого окна». От слаженной, вдумчивой, системной, доказательной работы зависит, как мы быстро выйдем из сложившейся ситуации с заключением контрактов. Но, я думаю, промышленность шаг за шагом движется в нужном направлении и должна пройти этот путь. Пусть он будет тяжёлым в 2011 году, но в дальнейшем станет легче, когда подойдём к заключению долгосрочных контрактов. Если правильно построить данную работу, у Севмаша будут хорошие перспективы практически до 2020 года.

Беседовал Олег Коротков

Предыдущие публикации

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью «Известиям» рассказал о локализации и независимости российского судостроения от иностранных поставщиков как основе стабильного развития отрасли в нашей стране.

13 сентября 2018

Объединенная судостроительная корпорация не первый раз участвует в Восточном экономическом форуме. О том, какие вопросы решает здесь в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал президент АО "ОСК" Алексей Рахманов.

12 сентября 2018

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью ТАСС — о том, сколько стоят опоздания в технологическом графике на Балтийском заводе.

12 сентября 2018