«Правила игры должны быть для всех»

3 октября 2011
Корабел

С 13 по 14 октября на Севмаше побывал первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Юрий Борисов. Юрий Иванович вместе с руководителями Севмаша, ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит», предприятий-поставщиков, представителями заказчика — Министерства обороны России принял участие в заседаниях межведомственной рабочей группы (МРГ), посвящённых выполнению Севмашем государственного оборонного заказа, в частности, строительству атомных подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень». В сопровождении генерального директора Севмаша Андрея Дьячкова, члена Военно-промышленной комиссии Владимира Поспелова он побывал в заводском музее, в цехе 55, на сдаточных подлодках «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск».

Затем Юрий Борисов дал интервью газете «Корабел» ОАО «ПО «Севмаш».

— Юрий Иванович, вы побывали на Севмаше, посетили строящиеся атомные подводные лодки. Ваше впечатление от увиденного.

— У меня есть с чем сравнивать. Я был на Севмаше несколько лет назад, когда началась работа по пересмотру контракта на переоборудование авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец, тогда была совершенно другая картина. Теперь на предприятии чувствуется оживление. В 55-м цехе мы как раз попали в пересменок; я наблюдал, как одни корабелы идут домой, другие — на работу. По лицам людей видно, что ситуация изменилась. И это радует. Что касается технологического переоснащения завода, то пока я не составил полную картину, потому что для этого нужно более детально вникнуть в суть дела.

— Расскажите о перспективах Севмаша.

— Я знаю о планах, которые заложены в Государственной программе вооружения и проекте федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Речь об атомных подлодках всех проектов, которые строятся на Севмаше. Задачи перед предприятием стоят масштабные; чтобы их выполнить, предстоит напряжённо работать. Но это, на мой взгляд, очень хорошо: значит, у Севмаша хорошее будущее. И северодвинским корабелам надо максимально использовать данные возможности Государственной программы вооружения. Вместе с тем, если говорить о гражданском судостроении, возникает много вопросов, связанных с конкурентоспособностью продукции. Эти темы мы обсуждали и с Андреем Аркадьевичем Дьячковым.

Теперь подробнее о гособоронзаказе. Ситуация в этом плане очень напряжённая, и прежде всего по морской составляющей: у судостроительной промышленности серьёзные расхождения с Министерством обороны России по подходам к ценообразованию.

— В этой связи, какие ваши пожелания корабелам Севмаша?

— Надо просто переосмыслить свои позиции и в какой-то степени по-иному начать работать с Министерством обороны России. Нынешние взаимоотношения с заказчиком (Минобороны России) кардинально отличаются от тех, что были в предыдущие годы. С одной стороны, заказчик занял достаточно жёсткую позицию: он хочет видеть прозрачное ценообразование на всех этапах строительства кораблей. И в принципе, это желание, видимо, оправдано. Но с другой стороны, у корабелов свои резоны, которых нет, наверное, в других оборонных отраслях.

Ни в авиационной промышленности, ни в ракетостроении, ни в производстве обычных видов вооружения нет столь длительных циклов проектирования и создания головных и серийных образцов. Тот же серийный корабль имеет ряд отличий от головного. Эта особенность предполагает и особые подходы к ценообразованию; их необходимо выработать и согласовать с военным ведомством. Пока же промышленность не доказала свою точку зрения, это ещё предстоит сделать. В соответствии с решениями руководства Правительства РФ создана специальная межведомственная комиссия; она будет способствовать сближению позиций промышленности и военных. Скажу, эта тема поднималась и на заседании МРГ. Необходимо всей кооперацией — предприятиями и организациями, которые участвуют в строительстве кораблей, выработать общую позицию. Правила должны соблюдаться всей кооперацией, а не только головным предприятием. Нельзя оставлять его (головное предприятие) один на один с заказчиком. Мы много говорили на совещании об этом. Все звенья длинной цепочки — предприятий кооперации — обязаны по одной методологии, по одним правилам готовить и представлять необходимые документы. И нести полную ответственность за свою часть работы. А головное предприятие (будь то Севмаш, «Рубин» или «Малахит») — координатор должно всё систематизировать и представлять единым «пакетом» заказчику. Это как принцип «единого окна». От слаженной, вдумчивой, системной, доказательной работы зависит, как мы быстро выйдем из сложившейся ситуации с заключением контрактов. Но, я думаю, промышленность шаг за шагом движется в нужном направлении и должна пройти этот путь. Пусть он будет тяжёлым в 2011 году, но в дальнейшем станет легче, когда подойдём к заключению долгосрочных контрактов. Если правильно построить данную работу, у Севмаша будут хорошие перспективы практически до 2020 года.

Беседовал Олег Коротков

Предыдущие публикации

Возвращение Крыма в состав России предприятия ОПК полуострова, в частности, судостроительные и судоремонтные, которые в украинские времена фактически умирали из-за отсутствия оборонных заказов, восприняли с воодушевлением и надеждой на скорое возвращение их в строй. И действительно, за последние несколько лет жизнь крымской корабельной оборонки преобразилась: стали поступать заказы на новые корабли и ремонт и сервисное обслуживание уже находящихся в боевом составе Черноморского флота. Чем живет сегодня крымская корабелка, какие проблемы и задачи стоят перед ней, в интервью РИА Новости рассказал Игорь Дрей, директор старейшего в Крыму судоремонтного предприятия "Севастопольский морской завод", которое в этом году отметит свое 235-летие.

12 марта 2018

Все меньше времени остается до введения в строй одного из самых сложных инфраструктурных проектов современной России – Крымского моста. Его возведение стало важным событием не только для судоходной, но и для судостроительной отрасли. Дело в том, что ключевую часть моста – два огромных арочных пролета над судоходной частью – предстояло доставить к месту назначения на специальных плавопорах. Право строить эти понтоны было доверено Севастопольскому морскому заводу. С задачей предприятие справилось на "отлично"! Сами работы окончились еще прошлым летом, но всегда интересно узнать из первых уст, как происходили веховые события. Поэтому сегодня мы публикуем эксклюзивный репортаж, подготовленный по нашей просьбе пресс-службой Севастопольского морского завода. Из него вы узнаете, как шло строительство этих плавопор.

14 февраля 2018

Генеральный директор судостроительного завода "Северная" верфь" Игорь Пономарев рассказал в интервью РИА Новости о предстоящей модернизации завода, сроках сдачи строящихся военных кораблей, а также о перспективе строительства фрегатов нового поколения и эсминцев.

5 февраля 2018