Пять банков сложатся на верфь

2 июня 2017
Коммерсантъ

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) рассчитывает получить финансирование на реконструкцию Северной верфи до конца 2017 года, рассказал "Ъ" в ходе ПМЭФ президент госкомпании Алексей Рахманов. Строительство стапельной плиты, накрытой эллингом, корпорация собирается вести на заемные средства. Если раньше речь шла о займе Сбербанка, то теперь ОСК собирается получить средства от консорциума из пяти кредитных организаций. Господин Рахманов не раскрыл названия банков, но отметил, что с каждым из них у корпорации заключены лимитные кредитные соглашения.

Планам по реконструкции Северной верфи уже более полутора лет. Ожидалось, что она начнется в начале 2016 года, в конце 2015 года ОСК даже провела торжественную церемонию закладки фундамента будущего производственного корпуса. Как рассказывали представители корпорации, ожидалось, что деньги из федерального бюджета по одной из ФЦП выделит российское правительство. Но в первой половине 2016 года кабмин отказался финансировать модернизацию — в казне не нашлось денег на дорогостоящий проект. Реконструкция до сих пор включена в ФЦП, но ее реализация предусмотрена на средства ОСК.

Северная верфь специализируется на строительстве среднетоннажных военных кораблей. Первоначально в рамках реконструкции ОСК собиралась рыть на территории предприятия сухой док, который позволил бы строить крупнотоннажные корабли. Стоимость первых трех этапов модернизации оценивалась в 31 млрд рублей, стоимость перспективного четвертого этапа не раскрывалась. После того как правительство отказалось финансировать реконструкцию, в ОСК основательно перекроили проект, отказавшись от сухого дока в пользу более дешевой стапельной плиты, накрытой эллингом. В корпорации ожидают, что стоимость модернизации снизится до 20 млрд рублей.

Часть судостроительного сообщества Петербурга считает модернизацию Северной верфи нецелесообразной. Строительство атомного эсминца "Лидер" в ближайшие годы не состоится по причине урезания федерального бюджета, а вместе с ним и аппетитов Минобороны. Другим большим проектом, который может быть реализован на обновленных мощностях завода, называют атомный ледокол "Лидер" мощностью 110 МВт, но его логичнее строить на Балтийском заводе, специализирующемся на ледокольном флоте, считают противники проекта. В ОСК, в свою очередь, надеются на крупнотоннажные гражданские заказы.

Кредитные средства на модернизацию Северной верфи будут предоставлены только в том случае, если корпорации удастся убедить банки в окупаемости реконструкции. По расчетам ОСК, строительство эллинга окупится в течение 12 лет. Возвращать средства предполагается за счет оборонных и гражданских заказов в пропорции 50/50. По словам господина Рахманова, ОСК собирается воспользоваться механизмом инвестиционных квот и построить 14-16 рыболовных траулеров для российских судовладельцев. Также корпорация рассчитывает построить несколько арктических вспомогательных судов для северных сырьевых проектов. Ранее в прессе появлялись сообщения о строительстве на верфи крупных танкеров класса "Афрамакс", но господин Рахманов опроверг эту информацию.

Сегодня ни одного контракта на строительство не заключено, но, по словам судостроителей Петербурга, у Северной верфи есть шансы заработать на механизме инвестиционных квот. "Выборгский судостроительный завод забит на ближайшие пять лет, "Пелла" тоже загружена. Из верфей, чьи мощности позволяют строить крупные корабли, остаются калининградский "Янтарь" и Северная верфь", — отмечает собеседник "Ъ" в судостроительной отрасли города.

Полный текст публикации доступен по ссылке: Пять банков сложатся на верфь

Предыдущие публикации

Возвращение Крыма в состав России предприятия ОПК полуострова, в частности, судостроительные и судоремонтные, которые в украинские времена фактически умирали из-за отсутствия оборонных заказов, восприняли с воодушевлением и надеждой на скорое возвращение их в строй. И действительно, за последние несколько лет жизнь крымской корабельной оборонки преобразилась: стали поступать заказы на новые корабли и ремонт и сервисное обслуживание уже находящихся в боевом составе Черноморского флота. Чем живет сегодня крымская корабелка, какие проблемы и задачи стоят перед ней, в интервью РИА Новости рассказал Игорь Дрей, директор старейшего в Крыму судоремонтного предприятия "Севастопольский морской завод", которое в этом году отметит свое 235-летие.

12 марта 2018

Все меньше времени остается до введения в строй одного из самых сложных инфраструктурных проектов современной России – Крымского моста. Его возведение стало важным событием не только для судоходной, но и для судостроительной отрасли. Дело в том, что ключевую часть моста – два огромных арочных пролета над судоходной частью – предстояло доставить к месту назначения на специальных плавопорах. Право строить эти понтоны было доверено Севастопольскому морскому заводу. С задачей предприятие справилось на "отлично"! Сами работы окончились еще прошлым летом, но всегда интересно узнать из первых уст, как происходили веховые события. Поэтому сегодня мы публикуем эксклюзивный репортаж, подготовленный по нашей просьбе пресс-службой Севастопольского морского завода. Из него вы узнаете, как шло строительство этих плавопор.

14 февраля 2018

Генеральный директор судостроительного завода "Северная" верфь" Игорь Пономарев рассказал в интервью РИА Новости о предстоящей модернизации завода, сроках сдачи строящихся военных кораблей, а также о перспективе строительства фрегатов нового поколения и эсминцев.

5 февраля 2018