Российский флот будет выглядеть по-новому

20 сентября 2010
Российская газета. 2010. 29 сентября

20 сентября 2010 года Объединенная судостроительная корпорация объявила о первом за всю историю русского флота Всероссийском открытом конкурсе промышленного дизайна в кораблестроении.

Организаторы скромно утверждают, что идея не нова: за границей, мол, подобные конкурсы — многолетняя практика. Для примера приводят ВМС США с «Индепенденсом» — боевым кораблем прибрежной зоны. Это судно крайне оригинального внешнего вида построено по проекту победителя открытых дизайнерских соревнований. Российские дизайнеры именно таким образом — побеждая проектами — давно и успешно заключают контракты в Финляндии, Швеции, Южной Корее. России вплоть до недавнего времени предложить соотечественникам было нечего: у дизайнеров, не включенных в систему КБ и НИИ, не было никакой возможности получить крупные заказы. Конкурс «Строим флот сильной страны» решает эту проблему: у каждого участника появляется реальный шанс заключить договор с госкорпорацией и увидеть свои замыслы спущенными на воду.

На резонный вопрос: «А зачем вам это надо?» президент ОСК Роман Троценко отвечает не задумываясь: «Нужно сделать так, чтобы люди опять гордились кораблями под российским флагом. Сохраняя традиции, благодаря которым Россия обрела статус морской державы, необходимо думать о будущем, чтобы этот статус не стал историей. Сегодня мы строим флот XXI века, и я хочу с помощью российских дизайнеров создавать такие корабли, на которых морякам захочется служить».

Чтобы наверняка не упустить ни одного гиганта дизайнерской мысли, условия предельно упростили — в конкурсе могут участвовать только люди, в смысле физические, а не юридические лица, то есть не фирмы или бюро. Проявить себя дадут состоявшимся профи и молодым специалистам со студентами: они просто будут соревноваться раздельно. Призы также будут разные, но главная награда — возможность продолжить работу с ОСК, если работа дизайнера понравится жюри, светит всем. Предусмотрена и специальная форма выражения зрительских симпатий — грант на годовое обучение в итальянской школе дизайна Europio di Design в Венеции на курсе дизайна яхт. Срок подачи всех заявок — до 10 декабря 2010 года.

Вообще, разброс десяти номинаций — от «футуристического облика корвета внешней морской зоны» до «внешнего и внутреннего вида каютного блок-модуля на 4 человека» — наводит на мысль о том, что, устраивая эту национальную ВДНХ промышленного дизайна, Объединенная судостроительная просто проводит разведку боем: выявляет лучших по различным направлениям, чтобы именно их и пригласить к сотрудничеству. Работы на всех хватит: портфель только гражданских заказов ОСК — 5 миллиардов $ и до конца 2010 года может увеличиться до 6 млрд.

«Строим флот сильной страны» — проект уникальный, но нельзя не заметить, что новое руководство ОСК сразу отказалось от традиционной схемы распределения госзаказов в пользу публичных конкурсов на самые разные услуги. Так, режим открытых торгов на поставку металла для ОСК уже сократил эти расходы на 17%. Очень вероятно, что и функциональные решения, предложенные дизайнерами, не только улучшат качество кораблей, но и уменьшат некоторые статьи бюджета на их строительство. Прием заявок на сайте проекта: www.flotdesign.ru.

Анна Чернега

Предыдущие публикации

Возвращение Крыма в состав России предприятия ОПК полуострова, в частности, судостроительные и судоремонтные, которые в украинские времена фактически умирали из-за отсутствия оборонных заказов, восприняли с воодушевлением и надеждой на скорое возвращение их в строй. И действительно, за последние несколько лет жизнь крымской корабельной оборонки преобразилась: стали поступать заказы на новые корабли и ремонт и сервисное обслуживание уже находящихся в боевом составе Черноморского флота. Чем живет сегодня крымская корабелка, какие проблемы и задачи стоят перед ней, в интервью РИА Новости рассказал Игорь Дрей, директор старейшего в Крыму судоремонтного предприятия "Севастопольский морской завод", которое в этом году отметит свое 235-летие.

12 марта 2018

Все меньше времени остается до введения в строй одного из самых сложных инфраструктурных проектов современной России – Крымского моста. Его возведение стало важным событием не только для судоходной, но и для судостроительной отрасли. Дело в том, что ключевую часть моста – два огромных арочных пролета над судоходной частью – предстояло доставить к месту назначения на специальных плавопорах. Право строить эти понтоны было доверено Севастопольскому морскому заводу. С задачей предприятие справилось на "отлично"! Сами работы окончились еще прошлым летом, но всегда интересно узнать из первых уст, как происходили веховые события. Поэтому сегодня мы публикуем эксклюзивный репортаж, подготовленный по нашей просьбе пресс-службой Севастопольского морского завода. Из него вы узнаете, как шло строительство этих плавопор.

14 февраля 2018

Генеральный директор судостроительного завода "Северная" верфь" Игорь Пономарев рассказал в интервью РИА Новости о предстоящей модернизации завода, сроках сдачи строящихся военных кораблей, а также о перспективе строительства фрегатов нового поколения и эсминцев.

5 февраля 2018