Российский флот будет выглядеть по-новому

20 сентября 2010
Российская газета. 2010. 29 сентября

20 сентября 2010 года Объединенная судостроительная корпорация объявила о первом за всю историю русского флота Всероссийском открытом конкурсе промышленного дизайна в кораблестроении.

Организаторы скромно утверждают, что идея не нова: за границей, мол, подобные конкурсы — многолетняя практика. Для примера приводят ВМС США с «Индепенденсом» — боевым кораблем прибрежной зоны. Это судно крайне оригинального внешнего вида построено по проекту победителя открытых дизайнерских соревнований. Российские дизайнеры именно таким образом — побеждая проектами — давно и успешно заключают контракты в Финляндии, Швеции, Южной Корее. России вплоть до недавнего времени предложить соотечественникам было нечего: у дизайнеров, не включенных в систему КБ и НИИ, не было никакой возможности получить крупные заказы. Конкурс «Строим флот сильной страны» решает эту проблему: у каждого участника появляется реальный шанс заключить договор с госкорпорацией и увидеть свои замыслы спущенными на воду.

На резонный вопрос: «А зачем вам это надо?» президент ОСК Роман Троценко отвечает не задумываясь: «Нужно сделать так, чтобы люди опять гордились кораблями под российским флагом. Сохраняя традиции, благодаря которым Россия обрела статус морской державы, необходимо думать о будущем, чтобы этот статус не стал историей. Сегодня мы строим флот XXI века, и я хочу с помощью российских дизайнеров создавать такие корабли, на которых морякам захочется служить».

Чтобы наверняка не упустить ни одного гиганта дизайнерской мысли, условия предельно упростили — в конкурсе могут участвовать только люди, в смысле физические, а не юридические лица, то есть не фирмы или бюро. Проявить себя дадут состоявшимся профи и молодым специалистам со студентами: они просто будут соревноваться раздельно. Призы также будут разные, но главная награда — возможность продолжить работу с ОСК, если работа дизайнера понравится жюри, светит всем. Предусмотрена и специальная форма выражения зрительских симпатий — грант на годовое обучение в итальянской школе дизайна Europio di Design в Венеции на курсе дизайна яхт. Срок подачи всех заявок — до 10 декабря 2010 года.

Вообще, разброс десяти номинаций — от «футуристического облика корвета внешней морской зоны» до «внешнего и внутреннего вида каютного блок-модуля на 4 человека» — наводит на мысль о том, что, устраивая эту национальную ВДНХ промышленного дизайна, Объединенная судостроительная просто проводит разведку боем: выявляет лучших по различным направлениям, чтобы именно их и пригласить к сотрудничеству. Работы на всех хватит: портфель только гражданских заказов ОСК — 5 миллиардов $ и до конца 2010 года может увеличиться до 6 млрд.

«Строим флот сильной страны» — проект уникальный, но нельзя не заметить, что новое руководство ОСК сразу отказалось от традиционной схемы распределения госзаказов в пользу публичных конкурсов на самые разные услуги. Так, режим открытых торгов на поставку металла для ОСК уже сократил эти расходы на 17%. Очень вероятно, что и функциональные решения, предложенные дизайнерами, не только улучшат качество кораблей, но и уменьшат некоторые статьи бюджета на их строительство. Прием заявок на сайте проекта: www.flotdesign.ru.

Анна Чернега

Предыдущие публикации

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью «Известиям» рассказал о локализации и независимости российского судостроения от иностранных поставщиков как основе стабильного развития отрасли в нашей стране.

13 сентября 2018

Объединенная судостроительная корпорация не первый раз участвует в Восточном экономическом форуме. О том, какие вопросы решает здесь в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал президент АО "ОСК" Алексей Рахманов.

12 сентября 2018

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью ТАСС — о том, сколько стоят опоздания в технологическом графике на Балтийском заводе.

12 сентября 2018