Совместная пресс-конференция В.С. Лисина и Р.В. Троценко

13 октября 2011

В ИТАР-ТАСС 12 октября 2011 года состоялась пресс-конференция «Стратегия Объединенной судостроительной корпорации и ситуация в отрасли».

На пресс-конференции, привлёкшей значительное внимание журналистов, президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко представил Владимира Лисина в качестве председателя Cовета директоров ОСК. Он сменил на этом посту вице-премьера Игоря Сечина. До этого 2 года В. Лисин входил в Cовет директоров корпорации. Именно это, как считает бизнесмен, сыграло не последнюю роль в его назначении: он знаком с проблемами компании и чётко понимает стратегию ее развития: «Мы сегодня имеем большое количество разрозненных активов, которыми предстоит заниматься. Как вы знаете, три основных блока развития — это гражданское судостроение, военное и нефтяной комплекс. Эти все вещи имеют определенную синергию. В то же время каждый из них достаточно сложный объект развития и работы. Придется над этим активно поработать». 

Одним из приоритетных направлений станет строительство ледоколов и судов для освоения Арктики. «ОСК будет основательно участвовать в программе строительства ледокольного флота, которая рассчитана на 10–12 лет», — сообщил журналистам президент корпорации Р. Троценко. Уверенность связана с тем, что заказчик — Минтранс — выставил тактико-технические характеристики ледокола и зафиксировал цену. Конкурентов у ОСК здесь нет. «Если говорить о том, какие предприятия в России могут строить на сегодняшний день атомный ледокол, то это два предприятия в Северодвинске и два — в Санкт-Петербурге. Все они входят в корпорацию», — уточнил он. На вопрос о строительстве круизных речных судов, глава ОСК заявил: «Мы будем строить теплоходы. Сегодня имеем уже две заявки на их строительство», — сказал он, добавив, что это будут суда вместимостью 180 и 400 человек. По словам Р. Троценко, данный бизнес является очень низкодоходным в силу того, что теплоходы почти полгода простаивают. «Период окупаемости такого судна — 20 лет. Решиться на строительство такого теплохода может только достаточно сильная компания. Но мы видим, что спрос на эти теплоходы в России возник».

По мнению президента ОСК, речной туризм в России является умирающим бизнесом, поскольку для предпринимателей тяжелым бременем являются налоговые обязательства. «Надеемся, что принятие закона о судостроении, а мы рассчитываем, что оно произойдет до конца октября, поможет изменить ситуацию в отрасли», — добавил Троценко. В свою очередь, председатель Cовета директоров ОСК Владимир Лисин отметил, что дальнейшее развитие данного проекта будет зависеть от наличия заказов. «Здесь должна быть соответствующая политика государства», — добавил он. В рамках государственной программы вооружения до 2020 года ОСК планирует построить серию фрегатов океанской зоны. Контракты уже подписаны. «Мы поменяли подход к проектированию, — отметил президент ОСК. — Нами предлагается корабль нового поколения XXI века, презентация этого проекта планируется в начале следующего года». Это фрегат проекта 11 350.6, который будет вооружен ракетным комплексом «Клаб». Комплекс предназначен для поражения надводных и наземных целей. Он может устанавливаться и применяться с надводных кораблей, железнодорожных платформ, автотранспорта, а также с оборудованных и необорудованных наземных стартовых позиций. Это первые фрегаты, полностью спроектированные в России после распада СССР. 

Между тем, выполнение гособоронзаказа ставит под угрозу сама практика годового планирования проектов, считает Владимир Лисин: «Каждому понятно, что при годовом планировании, в том числе Министерства обороны, ни один серьезный объект построить нельзя. Вообще, горизонт должен быть, как минимум, 5 лет бюджетирования таких вещей. Подводная лодка — нельзя же полподводной лодки строить в сегодняшних условиях. Понятно, что здесь надо будет решать вопросы тендеров и, наверное, что-то будет перестраиваться в законодательстве с точки зрения формирования таких вещей». 

На 2011 год основные контракты с ОСК остаются не заключёнными уже 9,5 месяцев. «Министерство обороны финальной ценой на строительство кораблей не удовлетворено и требует снизить цену контракта на 30 процентов. Мы понимаем его стремление, но при всём уважении пойти навстречу не можем», — сказал президент ОСК Р. Троценко, отвечая на вопрос о сути разногласий с МО в рамках государственного оборонного заказа на 2011 год. «К проекту строительства каждого корабля прикреплены конкретные подрядчики. Доля наших работ в области заказов от Минобороны составляет 30-35 процентов. Общий объем нашей рентабельности составляет 6-7 процентов. Если мы уступим Минобороны, то общий процент рентабельности составит минус 24 процента», — пояснил глава ОСК. Для разрешения споров между военными и ОСК летом 2011 года была сформирована специальная госкомиссия, в состав которой вошли представители Минобороны, Министерства промышленности и торговли России и ОСК. Позже комиссия ввела новую форму определения стоимости военной продукции, согласно которой стоимость кораблей определяется методом калькуляции, не учитывающим инфляционные надбавки.

По словам Р. Троценко, в рамках новой схемы Министерство обороны России предложило «дефляторы в районе одного-двух процентов в год». Это «сродни экономическому самоубийству», подчеркнул он. В свою очередь ОСК при расчетах стоимости военной продукции предлагает учитывать уровень инфляции, прогнозируемый Министерством экономического развития — шесть-семь процентов в год. Ранее стоимость военной продукции при заключении контрактов рассчитывалась по схеме «цена плюс инфляция».


Другие новости