Законодательные стимулы для российских судовладельцев

19 октября 2011

Госдума приняла во втором (основном) чтении законопроект, направленный на стимулирование российских судовладельцев к обновлению флота, размещению заказов на отечественных верфях и регистрацию судов в Российском международном реестре судов.

Поправки вносятся в Кодексы внутреннего водного транспорта и торгового мореплавания, Налоговый и Трудовой кодексы РФ, а также ряд законов. В частности, предусматривается применение на российских судостроительных верфях режима промышленно-производственных ОЭЗ с предоставлением им госгарантий. Также документ освобождает судостроительные организации, являющиеся резидентами промышленно-производственных ОЭЗ, от уплаты земельного налога и налога на имущество организаций сроком на 10 лет (вместо действующих 5 лет).

Кроме того, проект предоставляет судовладельцам дополнительные преференции в виде освобождения от налога на прибыль доходов, полученных от эксплуатации или реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями.

Помимо этого, в течение 2012 — 2027 годов для экипажей судов будут применяться «нулевые» тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

По сообщению ИТАР-ТАСС, председатель думского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров считает, что «это закон по развитию целой отрасли». «Мы перешли к системной, массовой поддержке судостроения, рассматривая его как отрасль, которая даст кумулятивный эффект для всей экономики страны», — заявил он.

Президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко убеждён, что принятие закона «позволит создать в России несколько высокотехнологичных кластеров в судостроении и производстве комплектующих». «В перспективе в специализированных судостроительных зонах в соответствии с особыми налоговыми и таможенными режимами будут работать 250 тыс. человек, — прогнозирует Р.Троценко. — Весь комплекс предусмотренных мер позволит повысить конкурентоспособность отечественного судостроения и обеспечить ему благоприятные условия для работы в технологически сложных нишах мирового рынка».

Документ, подготовленный Минтрансом и Минпромторгом при участии ОСК, был внесен правительством в Госдуму в конце мая. Законопроект № 555755-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» направлен на создание в России правовых механизмов, обеспечивающих создание экономических предпосылок по привлечению судов под государственный флаг Российской Федерации и стимулированию российских судовладельцев к обновлению флота и размещению заказов на строительство новых судов на российских верфях.

Документ вносит изменения в Кодексы внутреннего водного транспорта (КВВТ) и торгового мореплавания (КТМ), Налоговый и Трудовой кодексы России, а также в четыре федеральных закона. Льготами, предусмотренными данным законопроектом, будут пользоваться судовладельцы, чьи суда зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РМРС).

Более обширным пакетом льгот будут пользоваться судовладельцы, чьи суда построены на российских верфях после 1 января 2010 года и зарегистрированы в РМРС. Регистрация в РМРС возможна для морских, речных и «река-море» плавания судов. При совершении каботажных рейсов такие суда освобождаются от уплаты налога на прибыль. Законопроект вносит ограничение на первичную регистрацию судов в РМРС для судов старше 15 лет, в настоящий момент зарегистрированных в иностранных реестрах судов, а также для судов старше 15 лет, выполняющих только каботажные рейсы.

Второе чтение закрепило в законопроекте норму о нулевой ставке (сроком на 15 лет) страховых взносов, вносимых судовладельцем за членов экипажей судов с компенсацией этих взносов из государственного бюджета Российской Федерации (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Кроме того, документ предусматривает возможность заключать между судовладельцем и плавсоставом срочные трудовые договоры, но по соглашению сторон.

Также возможно заключение бессрочных и рейсовых договоров. Ряд льгот будет предоставлен судостроительным и судоремонтным предприятиям, которые получат статус резидентов промышленно-производственных особых экономических зон. Ко второму чтению законопроект приобрел более четкие формулировки по льготам, предоставляемым судостроительным предприятиям по налогу на имущество и земельному налогу — освобождение от уплаты налога на землю и налога на имущество на 10 лет вместо действующего 5-летнего срока.

Принятие данного закона, по оценке его разработчиков, позволит снизить срок окупаемости нового судна с нынешних 20 до 12 лет, что позволит российским судовладельцам принимать инвестиционное решение о размещении заказов на отечественных верфях.

Один из авторов законопроекта замминистра транспорта России Виктор Олерский, выразил надежду, что «и члены совета Федерации окажут поддержку этому важнейшему для отрасли комплексному документу так же, как это сделали депутаты Государственной думы».

Законопроект был внесен в Государственную Думу правительством Российской Федерации 30 мая 2011 года, в первом чтении он обсуждался в Госдуме 1 июля 2011 года. Третье чтение законопроекта о мерах по поддержке российского судостроения и судоходства запланировано на октябрь 2011 года.

По материалам ИТАР-ТАСС и ИАА «ПортНьюс».

Другие новости