325 лет флоту. Россия - морская держава

Сохраняя историю

08.04.2021

Многие верфи и конструкторские бюро ОСК пережили не одну эпоху и бережно хранят свою историю. Созданные на предприятиях музеи располагают уникальными экспозициями. В каждом из них можно часами рассматривать редкие архивные документы и фотографии, макеты построенных кораблей, слушать рассказы о людях, прославивших свое предприятие и судостроительную отрасль.
С музеями предприятий ОСК знакомит специальная рубрика. Ее открывает публикация об одном из старейших заводских музеев – Северной верфи.

Музей истории завода «Северная верфь»

За более чем вековую историю Северная верфь сменила несколько названий. Первоначально она называлась Путиловская верфь и строилась при финансовом участии Алексея Ивановича Путилова – внучатого племянника Николая Ивановича Путилова, основателя знаменитого Путиловского завода (ныне Кировский). Именно на Путиловском заводе с 1867 года существовал морской отдел, который занимался производством и постройкой небольших судов.

Путиловская верфь появилась после поражения в русско-японской войне, когда власти страны обратили внимание на неудовлетворительное состояние российского военно-морского флота. Правление Общества Путиловских заводов под руководством председателя Правления А.И. Путилова обратилось в Морское министерство с предложением построить на окраине Петербурга новую современную судостроительную верфь. Согласие Морского ведомства было получено и 14 ноября (по новому стилю) 1912 года было принято решение о создании самостоятельного судостроительного завода – Путиловской верфи.

С конца 40-х годов прошлого столетия ведет свою историю музей предприятия. В формирование действующих коллекций внесли вклад мно­гие поколения заводчан. Но первыми стала группа ветеранов завода, которые после Великой Отечественной войны приступили к созданию кабинета истории верфи. В 1957 году он был преобразован в Музей истории Ленинградского судостроительного завода им. А.А. Жданова (так называлось предприятие в то время). Первая экспозиция размещалась в одном из помещений здания главной проходной завода. К 1974 году Музей расширился и переехал в новый инженерный корпус, где занял шесть кабинетов. В 1980 году приказом Министра культуры РСФСР Музею было присвоено звание «Народный музей». А в 2004 году на базе существующей экспозиции был открыт, по сути, новый Музей истории предприятия.

Сейчас Музей истории завода «Северная верфь» – это масштабная экспозиция, размещенная на площади 900 кв м. В залах расположены модели кораблей и судов, построенных на верфи в разные годы. В том числе макеты знаменитого эсминца «Новик» – первого корабля, который был достроен здесь в первые годы существования верфи. А также не менее знаменитого судна-спасателя «Волхов». Судно было спущено на воду в присутствии императора Николай II, в 1922 году переименовано в «Коммуну» и, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор продолжает служить на Черноморском флоте благодаря уникальному составу стали, из-за чего его корпус почти не ржавеет. Здесь находятся макеты кораблей уникальной «космической флотилии» (четырех лесовозов проекта 596, переоборудованных в 1976-1978 гг. в плавучие измерительные пункты для связи с космическими аппаратами): «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Виктор Пацаев».

Экскурсия по залам Музея начинается с рассказа о Н.И. Путилове, сыгравшего особую роль в истории судостроения. Морской офицер, Николай Иванович стал выдающимся русским предпринимателем, новатором и изобретателем, пионером сталелитейного дела в России, основателем Путиловского и Обуховского заводов. Его сравнивали с Армстронгом, Круппом и другими именитыми промышленниками. Для российского государства Н.И. Путилов сделал три поистине великих дела. Спас столицу Российской империи Санкт-Петербург от англо-французской агрессии во времена Крымской войны, организовав с нуля за полгода строительство целого флота из канонерок. Организовал металлургию в России и выпуск отечественных рельсов, в качестве лучшей альтернативы рельсам из Германии и Великобритании. И начал строить знаменитый Морской Канал от Санкт-Петербурга до Кронштадтского рейда, который позволил впоследствии проводить суда непосредственно до столицы Российской империи.

В Музее хранится немало фотографий начала прошлого века, на которых запечатлено, как велись земляные работы при строительстве верфи, как забивались первые сваи, возводился эллинг и стапеля для постройки миноносцев. Верфь заложили на заболоченном берегу Финского залива в дельте рек Емельяновка и Екатерингофка. Поэтому на первом этапе территорию под застройку требовалось поднять из воды и болота. И уже на появившемся твёрдом грунте производить строительство производственных зданий и сооружений.

Среди артефактов – заклепки и специальные инструменты для работы с ними. Ведь в то время для строительства кораблей использовалась технология, при которой металлические конструкции соединяли с помощью клепания.

Обращает на себя внимание часть обшивки крейсера «Аврора». Именно Северной верфи был доверен уникальный заказ по капитальному ремонту легендарного крейсера, проведенного здесь в период с 1984 по 1987 гг.

Особый раздел Музея посвящен Великой Отечественной войне. 25-ый Ждановский стрелковый полк, сформированный из заводчан, держал оборону в Шимском районе Новгородской области. В деревне Большие Угороды героически погиб пулеметный расчет Михаила Петрова, написавшего в последние минуты боя предсмертную записку: "Нас было пятеро, все комсомольцы. Ваня и Гриша погибли час назад, мы переползли в церковь, чтобы больше уничтожить фашистов. Осколком убило Диму, остались с Евсеем Сибиряком. Стояли до конца. Убило Евсея. Осталась последняя граната, руки перебиты, зубами выдергивая чеку, прыгаю в немцев. 10 августа 1941 года. Петров Мих.". Фотокопия этого документа хранится в Музее. Здесь же можно увидеть карту, на которой нанесены очаги поражения заводской территории. Предприятие оказалось буквально на передовой линии фронта, до немецких позиций оставалось 3 километра. Ни один завод в Ленинграде, кроме Кировского, не подвергался столь интенсивному бомбовому удару и артиллерийскому обстрелу. Но несмотря на это, люди продолжали ежедневно выполнять важные для фронта заказы.

В экспозицию Музея входят также два памятника, расположенных на территории завода, и мемориальные доски. Первый памятник представляет собой металлическую конструкцию в виде реальной части носовой части корабля проекта 57бис «Гремящий», на обоих бортах которой выполнена одна и та же надпись: «Корабелам, стоявшим насмерть!». Рядом установлен гранитный памятник кораблям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На гранитном монолите выбиты названия погибших кораблей: «Эсминцы: «Яков Свердлов», «Ленин», «Гневный», «Гордый», «Скорый»; тральщики: «Ударник», «Фугас», «Патрон»; сторожевики: «Циклон», «Буря», «Пурга», «Бриллиант», «Жемчуг», «Снег». Памяти моряков и кораблей, построенных заводом, героически погибших в 1941-1945 годах».

В Музее регулярно проводятся экскурсии для работников завода, школьников и студентов, для самых разных посетителей, интересующихся индустриальной и флотской историей нашей страны. Хочется поблагодарить всех, кто помогает в организации этой важной работы, прежде всего, Директора Музея истории завода «Северная верфь» капитана 1 ранга Игоря Олеговича Ивановского и его заместителя капитана 1 ранга Дмитрия Анатольевича Агальцова.


Материалы и фотографии предоставлены Музеем истории завода "Северная верфь"