325 лет флоту. Россия - морская держава

115 лет подводному флоту России

19.03.2021

Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Именно в этот день в 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей – подводные лодки. С тех пор подводный флот прошел путь от первой боевой субмарины «Дельфин», построенной на Балтийском заводе в 1904 году, до современных атомоходов последнего поколения.
Поздравляем со знаменательной датой и профессиональным праздником ветеранов подводных сил России и действующих подводников, всех, кто сейчас несет свою нелегкую вахту вдали от родных берегов. И, конечно, корабелов, которые проектируют и строят подводные лодки нашей страны.
К 115-ой годовщине создания подводного флота России публикуем отрывки документов из фондов Российского государственного архива военно-морского флота.

Документы рассказывают об этапе становления подводного флота и подводного кораблестроения, строительстве и испытании первых боевых субмарин, о подготовке личного состава и кадров для подводного плавания. Два документа составлены контр-адмиралом Эдуардом Николаевичем Щенсновичем – он был одним из первых организаторов подводного плавания в российском флоте. Еще два документа принадлежат Ивану Григорьевичу Бубнову – выдающемуся корабельному инженеру, разработчику первых российских боевых подводных лодок. Орфография и пунктуация авторов сохранены.

Сквозь пожелтевшие страницы старых документов проступает эпоха, когда подводный флот делал первые шаги. Строительство лодок и их освоение сопровождалось всякого рода неожиданностями, было делом крайне рискованным. Надо отдать должное первым русским подводникам и создателям субмарин, которые настойчиво испытывали новую технику, искали решения, которые позволяли шаг за шагом совершенствовать конструкцию лодок, делать их максимально пригодными для боевых целей.

Первое соединение – бригада подводных лодок – было сформировано в составе Балтийского флота только в 1911 г. и базировалось в Либаве (Лиепая). Однако боевой опыт российские подлодки впервые получили уже в русско-японской войне. Одним из героев этой войны был контр-адмирал Э.Н. Щенснович. 9 апреля 1906 г. (меньше, чем через месяц после создания подводных сил) вышел царский указ о формировании в структуре Либавского морского порта Александра III первого в стране Учебного отряда подводного плавания. Еще до его утверждения началось комплектование Отряда в составе 5 подводных лодок «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Сиг». Мало было ввести новый класс боевых кораблей и начать их строить. Требовались люди, которые будут служить на этих кораблях. Командиром Отряда был назначен контр-адмирал Э.Н. Щенснович.

В мае 1905 г. Э.Н. Щенснович сообщает в Ученый Совет Главного Морского штаба свои соображения относительно строительства подводных лодок на российских предприятиях, конкретно – на Балтийском заводе. По мнению контр-адмирала, завод уже зарекомендовал себя «отличным выполнением работ» и желательно, чтобы они продолжались безостановочно. При этом он указывает на недостатки, выявленные в ходе испытаний лодок, и высказывает предложения о том, как их устранить. Э.Н. Щенснович беспокоится, чтобы мастеровые и рабочие завода, имеющие опыт постройки подводных лодок, в случае остановки работ не были переведены или уволены. В противном случае они утратят навыки и придется затрачивать бюджетные деньги и время на их обучение, если завод вновь приступит к постройке лодок.

Осенью 1905 г. ученики-подводники совершали плавания из Кронштадта в порт императора Александра III. Анализируя первые итоги этих плаваний, Э.Г. Щенснович составляет «Записку», в которой указывает на умелые действия личного состава «Сига» во время учебного перехода судна и развивает свое мнение о том, что необходимо «строить лодки у себя дома и русских проектов».


Записка Э.Г. Щенсновича в Ученый Отдел Главного Морского Штаба

(Орфография и пунктуация автора сохранены)

№ 103

30 мая 1905 г. Секретно

В настоящее время заканчивается постройка подводных лодок /миноносцев Окунь и Макрель/ на Балтийском Судостроительном и Механическом заводе и по окончании этих работ люди приученные и навыкшие в деле должны будут перейти на другие работы и частью может быть уволены, таким образом не только указатели, но и старшие техники и рабочие уже навыкшие на этой специальной работе станут забывать то, к чему они привыкли.

В случае решения вопроса о постройке снова подводных лодок, на наших заводах, придется затрачивать время на приучение к делу служащих что не только не способствует успеху работ, но и препятствует не давая возможности людям совершенствоваться, совершенствовать дело, к которому они приставлены.

Желательно, чтобы постройка лодок на Балтийском заводе, зарекомендовавшем себя отличным выполнением работ продолжалась безостановочно.

Докладывая об этом и в виду необходимости поставить дело постройки лодок в России на прочныя основания, что зависит от выделки в России не только корпусов лодок, но всецело зависит от

1/ от выделки моторов для движения лодок /двигателей/, что уже начато на Балтийском заводе и первые там выделанные два мотора по 400 эфективных сил каждый, устанавливаются на лодку Макрель,

2/ от выделки акомуляторов и

3/ - перескопов

испытаниям которых Балтийский завод всегда во время работ по постройке лодок на заводе оказывает широкое содействие, ходатайствую о немедленной дачи наряда Балтийскому заводу на постройку еще нескольких лодок типа Касатка, но с некоторыми изменениями.

На лодках типа Касатка имеются исключительно аппараты Джевецкаго для стрельбы минами. Такие аппараты очень удобны в смысле установки их на лодки, но представляют недостатки, до настоящаго времени, в виду новизны дела подводного плавания еще невыясненные, а именно трудность попадания в цель стреляя из этих аппаратов с лодки, находящейся и движущейся под водой. Другое неудобство в таких аппаратах, что мина, раз она вложена в аппарат и даже лодка находится на поверхности не может быть осмотрена, как это достижимо при внутренних аппаратах.

Руководствуясь этим ходатайствую об установке на лодки внутренних аппаратов и чтобы не распускать указателей и мастеровых Балтийского завода от постройки подводных лодок, безотлагательно заказать Балтийскому заводу лодки с внутренними аппаратами.

Заведующий подводным плаванием Контр Адмирал Щенснович

РГАВМФ. Ф. 421. Оп. 6. Д.13. Л. 1–1 об.


Записка Э.Г. Щенсновича о плавании миноносцев «Сиг», «Белуга», «Лосось» и «Пескарь» из Кронштадта в порт императора Александра III в октябре и ноябре 1905 года и некоторые выводы из этих плаваний

(Орфография и пунктуация автора сохранены)

4 декабря 1905 г. Очень секретно

…Необходимость строить лодки у себя дома и русских проектов.

Мы в настоящее время владеем в Балтике двумя типами /Лэка и Голланда/ подводных лодок уже плавающих и более или менее испытанными. Из Киля прибудут лодки Крупа, на Балтийском заводе заканчиваются лодки Беклемишева и Бубнова. Надо ожидать что эти последния лодки будут закончены заводом и сданы будущею весною. Таким порядком в Балтике будет четыре типа лодок. В каждом из них найдутся свои недостатки и свои преимущества и вызвать лодки к жизни, но не забрасывать их, будет делом личнаго состава, о подготовке котораго мы обязаны заботиться. Мы уже более или менее ознакомились с лодками имеемых двух типов. Эти оба – иностранные типа.

Неужели нам и в этом деле быть позади иностранцев и давать им возможность учиться как нас побеждать на наши же средства. А заказ лодок заграницею и даже в России заграничных типов к этому приводит. Строятся еще четыре 400 тонные лодки, хотя в России, на Охте но иностранцами и даже изобретатель Г-н Лэк, получив от нашего Правительства почти миллион /978,508/ рублей, как первый платеж за лодки, немедленно по заключении контракта, открыл контору для постройки этих лодок в Берлине, где и работает над разработкою лодок, а в Петербург посылает только готовые проекты к исполнению. С ним еще много придется возиться…

Форма лодок Круппа не удовлетворительна и никогда не будет повторена в другой раз. Это сознано, хотя лодки еще не готовы.

Дело подводного плавания может жить самостоятельною жизнью, если будем строить лодки у себя дома и по нашим проектам, к чему мы уже имеем достаточно практики. Наши лодки Беклемишева и Бубнова плавали около Владивостока самостоятельно и дали результаты не худшие, чем лодки других типов и единственно чем грешили, то это минными аппаратами непригодными для подводных судов, – это аппараты Држевецкого.

Мы имеем уже таких опытных руководителей постройкой лодок, как Беклемишев и Бубнов. Появляются проекты лодок Гаврилова, Мациевич намерен проектировать лодки. Неужели же бросать дело.

Балтийский завод уже приспособился к постройке лодок, имеет приученых мастеров и чертежников по этому делу. Проекты двух лодок в 360 тонн и 110 тонн Бубнова уже разсмотрены, одобрены Техническим Комитетом и разрешены к постройке Морским Министром. Все готово: необходимо только ассигнование денег на это дело, о чем настоящим докладом и ходатайствую. Необходимо ассигновать на будущий год около 400.000 рублей, чтобы дело Русскаго строительства лодок не погибло и мастеровые Балтийского завода, уже привыкшие к этой работе, не были отпущены на другия работы. Уничтоженный таким образом кадр пригодных для дела работников потребует для своего возобновления почти столько же время, какое затрачено было на его создание, т.е. 3-4 года, при чем конечно дело не обойдется без крупных ошибок, которыя тяжело лягут в будущем на бюджет Морского Министерства.

Заведующий Подводным Плаванием, Контр Адмирал Щенснович.

РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 3297. Л. 59 об.– 60 об.

Продолжение следует