325 лет флоту. Россия - морская держава

Стремление в глубину

25.03.2021

Подводная лодка Б-413 проекта 641 несет свою вахту у причала Музея Мирового океана в Калининграде. Это уникальное музейное судно, единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Сегодня на лодке можно увидеть экспозицию «Из истории подводного флота России». О судьбе субмарины рассказывают сотрудники Музея Мирового океана.

Погружение под воду не на несколько секунд, а на несколько минут, часов, а затем дней и месяцев долгое время занимало умы многих видных ученых прошлых столетий. Изобретатели всего мира днями и ночами трудились над устройством, которое могло бы позволить человеку находиться под водой продолжительное время.

О создании специальных устройств для погружения под воду писал Аристотель в 4 в. до н.э.. В 16 веке вопросами погружения под воду занимался Леонардо да Винчи. В середине 19 века был изобретен водолазный костюм Августом Зибе (основные конструктивные особенности этого жесткого водолазного костюма используются по сей день).       

В Древней Руси мастера-самоучки еще с 10 века развивали водолазное дело и в мирных, и в военных целях. И в 1719 году крестьянин-изобретатель из подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил первое автономное снаряжение. И по его же проекту, по приказу Петра, в 1724 г была построена первая русская подводная лодка. Однако испытания, проведенные в присутствии царя, закончились неудачно – также, как и более поздние, после жизни Петра.

Дальнейшее проектирование и пробы русских подводных лодок связаны с именами инженеров Карла Шильдера, Степана Джевецкого, Ивана Александровского, пока в начале XX века, на старте русско-японской войны дизельная подводная лодка «Дельфин», спроектированная в условиях строгой секретности Иваном Бубновым, дала старт строительству подводных лодок на отечественных заводах.

А в 1906 году по Указу императора Николая II подводные лодки стали считаться самостоятельным классом кораблей. Тогда же 19 марта был учрежден День моря-подводника. Впоследствии праздник был отменен, а затем возрожден в 1996 году.

Огромное, ни с чем не сравнимое по силе влияние на развитие подводного флота оказала Первая и в особенности Вторая Мировые войны. В послевоенные годы работа конструкторов была направлена на совершенствование конструкций субмарин, их архитектуры, тактико-технических характеристик, разработку новых энергетических систем. Облик новых лодок складывался как из отечественных, так и иностранных образцов военной техники. Мощное развитие оборонной промышленности позволило создать для ВМФ СССР неатомные подводные лодки первого послевоенного поколения: проекты 613, 611, 641 и др. Подводные лодки проекта 641 – серия, пришедшая на смену первым послевоенным океанским лодкам проекта 611. Проект был разработан ЦКБ-18 под руководством главного конструктора С.А. Егорова. Лодки проекта 641 считаются наиболее удачными советскими дизель-электрическими субмаринами послевоенной постройки. Предназначены для боевых действий на океанских путях сообщения и отдаленных базах против кораблей и транспортов вероятного противника, а также для ведения оперативной разведки, постановки мин и прикрытия своих конвоев. В проекте 641 внедрены 170 предложений и замечаний, учитывающих опыт постройки лодок предыдущего проекта.

В 1958-1971 годах лодки 641 проекта строились в Ленинграде на судомеханическом заводе, Ново-Адмиралтейских заводах, в Северодвинске на заводе №402 (сейчас Севмаш). Продолжительность боевой службы лодок доходила 18 месяцев без ремонта в пунктах заправки. При этом они не снижали своей технической способности.

Ни один из кораблей проекта 641 за весь период их эксплуатации в море не погиб. Именно эти подводные лодки стали практической школой для подготовки командного состава подлодок следующих серий – и дизельных, и атомных. Из боевого состава советского флота лодки проекта 641 были выведены в конце 90-х годов.

Одна из немногих в мире музейных подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота, дизельная подводная лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) сейчас несет музейную вахту у причала Музея Мирового океана (Калининград). В ночь на 15 июня 2000 года после ремонта на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», она ошвартовалась на набережной исторического флота. А до этого боевая субмарина, спущенная на воду в 1968 году, не раз признавалась лучшим кораблем Северного и гордостью Балтийского флота. Теперь Б-413, вошедшая в Ассоциацию военно-исторических судов и кораблей, - любимица посетителей музея. Гости, поднимаясь на борт корабля и затем опускаясь в его отсеки, могут почувствовать себя настоящими подводниками: внешний контур и внутренние помещения при музеефикации ПЛ «Б-413» были максимально сохранены. Прочный и легкий корпус, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие встают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава ВМФ России. На борту представлена экспозиция, «Из истории подводного флота России». Здесь можно увидеть флагшток подводной лодки «Комсомолец» и фрагменты корпуса атомохода «Курск», познакомиться с бытом и особенностями службы подводников, узнать о победах и трагедиях подводного флота и о том, как он создавался. Каждый из семи сохраненных отсеков полностью аутентичен, благодаря чему можно увидеть настоящий «живой организм» корабля.

Сегодня Б-413 Музея Мирового океана – не просто популярный туристический объект. Она стала символом мужества, отваги и побед военных моряков. У причала лодки встречаются ветераны-подводники, курсанты, кадеты, отдавая дань память подвигу боевых кораблей и их экипажей.