Алексей Рахманов: «Гидрографические знания делают судоходство безопасным»

21 июня 2019
ИАА «ПортНьюс»

- Алексей Львович, 21 июня отмечается Всемирный день гидрографии. Корабелы чувствуют себя причастными к нему?

- Гидрографические знания делают судоходство безопасным. Страны мира, имеющие речной или морской флот, имеют и гидрографическую службу. Но флот не появляется сам по себе – его строят корабелы. Так что мы органично связаны.

Кстати, гидрографическая наука и соответствующая служба зародились у нас почти в то же время, что и флот – то есть во времена Петра Первого. А отсчет истории государственного судостроения ведется со дня подписания царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра, указа о строительстве фрегата «Орел». Корабль строился в подмосковном селе Дединово, и в этом году исполняется 350 лет, как он отправился в свое первое плавание. Есть все основания полагать, что именно на «Орле» был впервые поднят российский триколор – в архивах сохранились свидетельства, что «на знамена и еловчики» были выданы ткани трех цветов: «червчатой, белой и лазоревой». Видите, как все взаимосвязано.

А июнь вообще морской месяц: 8-го числа отмечался Всемирный день океанов, сегодня – Всемирный день гидрографии, а 29 июня, в день подписания Указа о строительстве «Орла» – День кораблестроителя.

- В последнее время мы все чаще слышим словосочетание Мировой океан. И гидрографы изучают то, что принадлежит всему человечеству…

- Это действительно так. И мы уже дважды провели панельную сессию, посвященную исследованиям и ресурсам Мирового океана,  на Петербургском международном экономическом форуме. На сессии выступило много видных экспертов и представителей бизнеса, и крайне важно, что свое видеообращение к ее участникам  прислал исполнительный секретарь Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО Владимир Рябинин.

Владимир Эдуардович привел цифры, которые говорят сами за себя: «Синяя экономика, или экономика Мирового океана, составляет более $3 трлн, и она стабильнее экономики на суше. Но объем финансирования исследований океана — около $1 млрд, то есть в 3 тысячи раз меньше, чем стоимость генерируемого продукта». Он рассказал также о грядущем Десятилетии наук об океане, объявленном ООН с 2021 по 2030 годы, и подчеркнул, что человечество должно объединиться как для изучения Мирового океана, так и для его защиты.

Особо отмечу, что вчера на «прямой линии» президент России также уделил внимание вопросам, связанным с Мировым океаном, особенно в части экологии. Уверен, со временем интерес ко всем этим темам в мире будет только расти.

- Недавно вместе с Музеем Мирового океана вы проводили в Калининграде экспертную сессию. Что там обсуждалось?

- 2019 год у нас в ОСК объявлен Годом науки, и мы провели довольно много мероприятий, в том или ином виде связанных как с фундаментальной, так и с прикладной наукой.

На экспертной сессии в Калининграде обсуждался широкий круг вопросов – от экологии Мирового океана до перспективного облика и оснащения оборудованием научно-исследовательских судов будущего. Ни для кого не секрет, что морские просторы изучены еще мало, а наш исследовательский флот нуждается в серьезном обновлении. Мы рассказали ученым о своих перспективных проектах НИСов и будем двигаться дальше совместно.

Кроме того, вместе с Музеем Мирового Океана и ГТРК «Калининград» мы начали работу над интересным культурно-просветительским телевизионным проектом «Понятная наука». Это серия небольших документальных фильмов про особенности устройства кораблей, научные исследования Мирового океана и другие сферы деятельности человека, имеющие отношение к судостроению.

- Это все очень интересно, но как движется строительство научно-исследовательского флота и другой морской техники?

- Сейчас строятся два океанографических судна: на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» и на северодвинской «Звездочке». Готовятся концептуальные проекты целой линейки исследовательских судов «завтрашнего дня», среди которых большой морской арктический НИС и многоцелевой НИС для геологоразведочных работ в Мировом океане.

Хочу также упомянуть об уникальном проекте, который реализуется на «Адмиралтейских верфях» – о ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс». Это будет плавучая обсерватория для научных исследований и мониторинга природной среды. Ее строительство направлено на закрепление российского присутствия в Арктике и позиций России как мирового лидера полярной науки.

Кстати, девиз Всемирного дня гидрографии в этом году: Hydrographic information driving marine knowledge. И это действительно так: без гидрографической науки мы мало что знали бы о Мировом океане. Любой флот – и гражданский, и военный – нуждается в ней. И, пользуясь случаем, я хочу поздравить всех, кто имеет отношение к этой важной составляющей морских знаний: ученых, инженеров, капитанов, судоводителей и др. Поздравляю также моих коллег, корабелов, которые скоро будут отмечать свой профессиональный праздник. Желаю крепкого здоровья, благополучия и успехов в профессиональной деятельности.


Предыдущие публикации

Глава "Объединённой судостроительной корпорации" Алексей Рахманов об итогах года и планах на 2020 год в интервью телеканалу "Россия 24".

24 декабря 2019

Единственный производитель атомных подлодок для Военно-морского флота РФ судоверфь "Северное машиностроительное предприятие" ("Севмаш", входит в ОСК) отмечает 21 декабря 80-летний юбилей. В преддверии даты гендиректор компании Михаил Будниченко рассказал в интервью ТАСС о планах сдачи новых стратегических, многоцелевых и специальных сумбарин в 2020 году, модернизации тяжелого атомного крейсера проекта 11442М и основных показателях предприятия.

20 декабря 2019

Глава ОСК Алексей Рахманов о долгах, кадрах и жизни на гражданке.
Неплохие результаты Объединенной судостроительной корпорации в этом году омрачились крупным пожаром на ремонтируемом авианосце «Адмирал Кузнецов». О последствиях аварии, долгах верфей, новых и текущих заказах, а также личных отношениях с главой совета директоров Георгием Полтавченко рассказал “Ъ” глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

19 декабря 2019