Алексей Рахманов: «Гидрографические знания делают судоходство безопасным»

21 июня 2019
ИАА «ПортНьюс»

- Алексей Львович, 21 июня отмечается Всемирный день гидрографии. Корабелы чувствуют себя причастными к нему?

- Гидрографические знания делают судоходство безопасным. Страны мира, имеющие речной или морской флот, имеют и гидрографическую службу. Но флот не появляется сам по себе – его строят корабелы. Так что мы органично связаны.

Кстати, гидрографическая наука и соответствующая служба зародились у нас почти в то же время, что и флот – то есть во времена Петра Первого. А отсчет истории государственного судостроения ведется со дня подписания царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра, указа о строительстве фрегата «Орел». Корабль строился в подмосковном селе Дединово, и в этом году исполняется 350 лет, как он отправился в свое первое плавание. Есть все основания полагать, что именно на «Орле» был впервые поднят российский триколор – в архивах сохранились свидетельства, что «на знамена и еловчики» были выданы ткани трех цветов: «червчатой, белой и лазоревой». Видите, как все взаимосвязано.

А июнь вообще морской месяц: 8-го числа отмечался Всемирный день океанов, сегодня – Всемирный день гидрографии, а 29 июня, в день подписания Указа о строительстве «Орла» – День кораблестроителя.

- В последнее время мы все чаще слышим словосочетание Мировой океан. И гидрографы изучают то, что принадлежит всему человечеству…

- Это действительно так. И мы уже дважды провели панельную сессию, посвященную исследованиям и ресурсам Мирового океана,  на Петербургском международном экономическом форуме. На сессии выступило много видных экспертов и представителей бизнеса, и крайне важно, что свое видеообращение к ее участникам  прислал исполнительный секретарь Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО Владимир Рябинин.

Владимир Эдуардович привел цифры, которые говорят сами за себя: «Синяя экономика, или экономика Мирового океана, составляет более $3 трлн, и она стабильнее экономики на суше. Но объем финансирования исследований океана — около $1 млрд, то есть в 3 тысячи раз меньше, чем стоимость генерируемого продукта». Он рассказал также о грядущем Десятилетии наук об океане, объявленном ООН с 2021 по 2030 годы, и подчеркнул, что человечество должно объединиться как для изучения Мирового океана, так и для его защиты.

Особо отмечу, что вчера на «прямой линии» президент России также уделил внимание вопросам, связанным с Мировым океаном, особенно в части экологии. Уверен, со временем интерес ко всем этим темам в мире будет только расти.

- Недавно вместе с Музеем Мирового океана вы проводили в Калининграде экспертную сессию. Что там обсуждалось?

- 2019 год у нас в ОСК объявлен Годом науки, и мы провели довольно много мероприятий, в том или ином виде связанных как с фундаментальной, так и с прикладной наукой.

На экспертной сессии в Калининграде обсуждался широкий круг вопросов – от экологии Мирового океана до перспективного облика и оснащения оборудованием научно-исследовательских судов будущего. Ни для кого не секрет, что морские просторы изучены еще мало, а наш исследовательский флот нуждается в серьезном обновлении. Мы рассказали ученым о своих перспективных проектах НИСов и будем двигаться дальше совместно.

Кроме того, вместе с Музеем Мирового Океана и ГТРК «Калининград» мы начали работу над интересным культурно-просветительским телевизионным проектом «Понятная наука». Это серия небольших документальных фильмов про особенности устройства кораблей, научные исследования Мирового океана и другие сферы деятельности человека, имеющие отношение к судостроению.

- Это все очень интересно, но как движется строительство научно-исследовательского флота и другой морской техники?

- Сейчас строятся два океанографических судна: на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» и на северодвинской «Звездочке». Готовятся концептуальные проекты целой линейки исследовательских судов «завтрашнего дня», среди которых большой морской арктический НИС и многоцелевой НИС для геологоразведочных работ в Мировом океане.

Хочу также упомянуть об уникальном проекте, который реализуется на «Адмиралтейских верфях» – о ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс». Это будет плавучая обсерватория для научных исследований и мониторинга природной среды. Ее строительство направлено на закрепление российского присутствия в Арктике и позиций России как мирового лидера полярной науки.

Кстати, девиз Всемирного дня гидрографии в этом году: Hydrographic information driving marine knowledge. И это действительно так: без гидрографической науки мы мало что знали бы о Мировом океане. Любой флот – и гражданский, и военный – нуждается в ней. И, пользуясь случаем, я хочу поздравить всех, кто имеет отношение к этой важной составляющей морских знаний: ученых, инженеров, капитанов, судоводителей и др. Поздравляю также моих коллег, корабелов, которые скоро будут отмечать свой профессиональный праздник. Желаю крепкого здоровья, благополучия и успехов в профессиональной деятельности.


Предыдущие публикации

Alexey Rakhmanov, president of United Shipbuilding Corporation (USC), talks to TOGY about the state of Russia’s shipbuilding industry, USC’s biggest ongoing projects and opportunities arising from the development of the Northern Sea Route. United Shipbuilding Corporation is a shipbuilding, repair and maintenance company in Russia.

25 февраля 2020

Головной офис ОСК через полгода переберется в Петербург, где «прописалось» около трети верфей и конструкторских бюро корпорации и где развивается мощный судостроительный кластер. Понятно, что решение перебазировать в северную столицу управленческий персонал компании, столь важной для национальной экономики, принималось наверху. Но у этой истории есть своя логика, в которой хотелось бы разобраться, а заодно и понять, что получит в таком случае Петербург, как такое решение отразится на его бюджете. Об этом - разговор с нашим сегодняшним гостем руководителем одной из крупнейших в России корпораций.

14 февраля 2020

Ситуация со сроками строительства серии траулеров по программе инвестиционных квот на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) в последнее время вызывает пристальное внимание со многих сторон. Ранее портал Sudostroenie.info публиковал позицию заказчика. Теперь предоставляем слово корабелам. На вопросы редакции отвечал начальник отдела маркетинга ВСЗ Никита Ворошилов.

13 февраля 2020