Алексей Рахманов: Корабелам ОСК по плечу сложнейшие технологические задачи, которые никто в мире не решал

9 января 2019
ФБА «Экономика сегодня»

- Алексей Львович, уже больше года назад Вы стали наставником в конкурсе управленцев «Лидеры России». Кого бы Вы хотели видеть среди своих подопечных и чему бы Вы хотели их научить?

- На любом серьезном участке работы все зависит от компетентности, смелости и ответственности управленцев – тех, кто принимает решения, а потом отвечает за их последствия.

Нужно иметь голову на плечах и не поджимать хвост при первых трудностях. В первую очередь, именно такие люди нужны ОСК, именно таких людей я хотел бы видеть и среди своих подопечных.

Что же до конкретики, то скажу так. Ни одна компания, находящаяся на конкурентном рынке, не может позволить себе быть неэффективной – это верная гибель. И ключевой инструмент повышения эффективности, кроме широко распространенных лучших практик управления – это следование принципам «бережливого производства». Именно поэтому я предлагал кандидатам в «Лидеры России» сформулировать конкретные шаги по реализации проекта внедрения производственной системы на конкретном предприятии. А также предложить набор индивидуальных КПЭ для топ-менеджмента, ответственного за такое внедрение.

- Считаете ли Вы необходимым возродить институт наставничества, как это было во времена СССР?

- Мы в значительной степени сохранили институт наставничества у себя в отрасли, поскольку специалисты в 60-75 лет являются носителями ключевых компетенций судостроения. Уже много лет на предприятиях ОСК существует практика закрепления возрастных работников в качестве наставников молодежи. Это касается как руководителей, так и специалистов.

К тому же корабел – это профессия зачастую династическая, поэтому отношение к профессионалам, людям, имеющим огромный опыт, не требует никакой социальной либо иной стимуляции. Уважение к ним, к их опыту и заслугам – норма.

- Вы давно и успешно работаете во главе корпорации. Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный управленец, чтобы стать успешным лидером?

- Прирожденных лидеров немного. Лидерские качества воспитываются упорством, способностью критически оценить свои действия, тренировкой силы воли.

Для меня лидерство – это, во-первых, умение вести других за собой. Во-вторых, способность к сопереживанию, пониманию потребностей своих подчиненных, своей команды, порядочность и готовность отдавать. В-третьих, желание дать импульс развитию своей компании, своей стране. И, наконец, как я уже отмечал, лидерство – это умение брать на себя ответственность.

- Осенью во Владивостоке Вы отметили, что такого активного спроса на продукцию ОСК не было на протяжении последних 25 лет. Почему сейчас такое внимание?

- Дело в том, что, по сути, впервые за много десятилетий нам есть, что предложить отечественным судовладельцам.

В советское время государство считало, что имеет смысл поддерживать судостроительные предприятия других стран СЭВ. Затем был долгий период безденежья, который при длинных циклах работ в нашей отрасли имел мощнейший отрицательный эффект. Заказчика приучили к мысли, что гражданское судно – это корейское, китайское, любое другое, только не российское!

Все это привело к тому, что, во-первых, многие типы судов, например, круизные лайнеры, пришлось создавать с нуля. Во-вторых, по-прежнему приходится прикладывать огромные усилия, чтобы убедить потенциального покупателя судна в том, что мы в состоянии выполнить необходимую работу. А заказчик все посматривает эдак с недоверием. Но, слава богу, чем дальше, тем меньше. Подписанные контракты с рыбопромышленными компаниями почти на четыре десятка судов тому подтверждение.

- Недавно Вы сказали, что в 2018 году планируете закрыть «грехи прошлого» — проекты, которые копились последние 15 лет. Удалось ли рассчитаться с «грехами»? Речь шла о военных или гражданских судах?

- Речь шла о военных проектах, которые достались нам, условно говоря, «по наследству». Напомню, что период девяностых - начало двухтысячных годов был для отечественного судостроения крайне тяжелым. Многие проекты начинались и из-за недостатка финансирования замораживались. К ним приходилось возвращаться, но уже с учетом изменений требований времени и корректировки военных задач.

Так что мы считаем большим достижением то, что в 2018 году удалось завершить все большие корабельные «долгострои». Был поднят флаг на многоцелевом фрегате дальней морской зоны «Адмирал Горшков», мы передали флоту большой десантный корабль «Иван Грен» и судно связи «Иван Хурс».

Всего же в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) флот получил 7 новых кораблей и судов и еще 4 после ремонта. И мы с гордостью говорим, что это 100-процентное выполнение программы ГОЗ 2018 года.

- Есть ли у российского судостроения, если сравнивать с другими странами, преимущество и в чем оно заключается?

- Россия – одна из ведущих судостроительных держав, сегодня в этом нет никаких сомнений. Нашу способность создавать современную боевую технику подтверждают не слова, а, в том числе, контракты со многими странами, которые хотят получить бесшумные подводные лодки и мощные надводные корабли. К сожалению, не могу рассказать подробнее по понятным причинам.

В то же время отечественные корабелы славны не только морским оружием. Мы, например, удерживаем пальму первенства в производстве ледоколов и судов усиленного ледового класса. Достаточно сказать, что первый в мире двухтопливный ледокол построен нашими верфями, и в настоящее время успешно работает в Финляндии.

Мы также считаем своими сильными сторонами производство судов смешанного река-море плавания, а также морских судов среднего тоннажа, в том числе сухогрузов и газовозов. Эти позиции также в листе наших экспортных предложений.

Наконец, перспективным направлением мы считаем строительство нефтегазовых платформ и плавучих ТЭС и АЭС.

В этом году нами совместно с Росатомом была осуществлена доставка первого в мире плавучего атомного энергоблока (созданного нашим Балтийским заводом) в Мурманск, где происходит запуск реакторов и окончательная подготовка к транспортировке на Чукотку. Так корабелы ОСК в очередной раз доказали, что им по плечу сложнейшие технологические задачи, еще не решавшиеся в мировой практике.

- Какой из проектов, которые сейчас находятся в стадии реализации, по Вашему мнению, можно назвать наиболее интересным и необычным?

- Я бы сказал, что самый интересный и значимый проект для корпорации – это проект диверсификации производства. От его успешной реализации во многом зависит само будущее отечественного судостроения. Президент страны обозначил нам задачу – к 2030 году выйти на соотношение 50/50 военной и гражданской продукции, и мы делаем все возможное, чтобы добиться этого показателя. В ушедшем году доля гражданской продукции в общей выручке составила порядка 15,6%. То есть в денежном выражении наш среднегодовой рост выручки от «гражданки» с 2015 года достигает 34%.

Мы стремимся освоить производство самой широкой линейки судов: от плавучих кранов до высокотехнологичной шельфовой техники.

Многие наши в прошлом «военные» верфи уже успешно занимаются гражданской тематикой. «Янтарь», Северная верфь, Адмиралтейские верфи – все они загружены, в том числе заказами на рыболовецкие траулеры и сейнеры.

Всего же в настоящее время законтрактовано или строится 38 судов. Еще 12 судов были сданы заказчикам по итогам 2018 года.

- Когда ледокольный флот получит новые ледоколы для освоения Арктики?

- Нынешний год у нас юбилейный. 60 лет исполнится атомному ледокольному флоту – то есть флоту, который в первую очередь и призван обеспечить работу в Арктике.

И нам радостно, что первенец из тройки самых мощных в мире ледоколов серии ЛК-60 отправится на испытания в 2019 году. Если он покажет себя с лучшей стороны – в чем мы не сомневаемся – то полностью в строй «Арктика» войдет в 2020 году. «Младшие братья» – «Урал» и «Сибирь» - должны последовать его примеру в 2021 и 2022 годах.

А на подходе контракт еще на два судна этого проекта – о его деталях мы уже договорились с Росатомом, и ожидаем подписания документов в самом скором времени.

Также в 2019 году мы намерены сдать ледокол ЛК-25 «Виктор Черномырдин». Параллельно готовимся к конкурсу на создание ледоколов на СПГ - в интересах НОВАТЭКа и Росатома.

Предыдущие публикации

Alexey Rakhmanov, president of United Shipbuilding Corporation (USC), talks to TOGY about the state of Russia’s shipbuilding industry, USC’s biggest ongoing projects and opportunities arising from the development of the Northern Sea Route. United Shipbuilding Corporation is a shipbuilding, repair and maintenance company in Russia.

25 февраля 2020

Головной офис ОСК через полгода переберется в Петербург, где «прописалось» около трети верфей и конструкторских бюро корпорации и где развивается мощный судостроительный кластер. Понятно, что решение перебазировать в северную столицу управленческий персонал компании, столь важной для национальной экономики, принималось наверху. Но у этой истории есть своя логика, в которой хотелось бы разобраться, а заодно и понять, что получит в таком случае Петербург, как такое решение отразится на его бюджете. Об этом - разговор с нашим сегодняшним гостем руководителем одной из крупнейших в России корпораций.

14 февраля 2020

Ситуация со сроками строительства серии траулеров по программе инвестиционных квот на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) в последнее время вызывает пристальное внимание со многих сторон. Ранее портал Sudostroenie.info публиковал позицию заказчика. Теперь предоставляем слово корабелам. На вопросы редакции отвечал начальник отдела маркетинга ВСЗ Никита Ворошилов.

13 февраля 2020