Алексей Рахманов: пятый "Борей" передадим ВМФ в октябре

15 апреля 2021
РИА Новости

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) является крупнейшей в отрасли, 100% акций компании находятся в федеральной собственности. В холдинг входят более 40 предприятий и конструкторских бюро. Выручка ОСК по итогам 2020 года должна составить 350 миллиардов рублей, чистая прибыль – около 500 миллионов рублей. Потенциальный портфель гражданских заказов корпорации приближается к 400 миллиардам рублей. До 2027 года ОСК планирует построить для ВМФ до 60 кораблей. Какие это будут корабли, когда и как они будут построены, в чем будет их специфика, в интервью руководителю профильной редакции РИА Новости Сергею Сафронову рассказал гендиректор ОСК Алексей Рахманов.

– Алексей Львович, какова судьба новейшего модульного корвета проекта 20386? Будет ли промышленность строить корабли этого нового проекта или сконцентрируется на строительстве базовых корветов 20380 и 20385?

– Мы для себя решили, что есть базовая машина, это корвет 20380. А дальше начинают появляться разные "улучшизмы" в виде новых антенн, дополнительного вооружения и так далее. И самое главное, что отличает проект 20386 – электродвижение, то есть дизели приводят в действие электромашину, а она дает возможность регулировать ход.

Теперь вопрос, есть ли у нашей кооперации для корвета 20386 все необходимые системы и агрегаты? Для базового 20380 все готово, а вот для 20386 нужно дорабатывать несколько технических решений, которые в конечном счете создадут облик именно этого корвета, корабля следующего поколения.

Поэтому, чтобы не иметь проблем подводной лодки проекта 677 "Лада", которую мы не можем полноценно запустить в серию из-за проблем с контрагентами, нужно организовывать серийное производство компонентов и изделий, необходимых для нового корвета.

Для начала подготовиться и провести ОКРы (опытно-конструкторские работы – ред), построить и испытать головной корабль, а затем запустить "длинную" серию (не менее 6-10 едиинц). Это относится к любому новому проекту.

– Лет десять назад широко и громко анонсировались работы по созданию новейшего эсминца "Лидер". Планировали даже создать этот корабль с атомной энергетической установкой. Какова судьба этого проекта?

– В том виде, в котором его планировали раньше, он, скорее всего, реализован не будет, по крайней мере, не так быстро. Но здесь все зависит от решения заказчика – Министерства обороны.

– Последние лет двадцать в России активно ведутся работы по созданию воздухонезависимой (анаэробной) установки для оснащения дизель-электрических подводных лодок. Однако до сих пор ее в России нет. В чем проблема?

– На этом направлении продолжаем работать, но позвольте несколько рассуждений. Есть несколько проектов: это и электрохимический генератор, и работа дизеля (турбины) по замкнутому циклу, и увеличение емкости аккумуляторных батарей. Если взять подводную лодку и литиевую батарею и поставить систему разработки "Малахит", которая подмешивает кислород к отработанным газам, то по сути будем иметь замкнутый круг, который позволяет дизелю работать под водой. Почитай та же воздухонезависимая установка: она не потребляет атмосферный воздух. А то, что нужен кислород (и водород) в качестве окислителя, так это неизбежно. Главный вопрос, откуда кислород (водород) берется? Как только появятся опытная воздухонезависимая установка и батарейка, которая позволяет подводной лодке длительное время не всплывать и обеспечивать необходимые подводные скорости хода, будем считать, что счастье наступило. Пока этого нет. Традиционные литиевые батареи недостаточно надежны, требуется другое решение, которое на сегодняшний день не найдено.

– С прошлого года на этот перенесена передача флоту пятого "Борея" "Князь Олег". Уже известна дата, когда корабль будет готов?

– Мы будем готовы отдать корабль флоту в октябре этого года.

– Следующей лодкой в серии проекта 885М "Ясень-М" должен быть "Новосибирск"?

– Да, мы планируем передать ВМФ субмарину в этом году. Но опять-таки все зависит от заказчика. Если будет необходимо провести дополнительные испытания, то постараемся до конца года.

– Этот год для ОСК знаменателен переездом из Москвы в Санкт-Петербург.

– На данный момент в Питер уже переехали более 70 человек из 300, то есть примерно четверть. В конце мая-июне переедут все, кто должен. Поселимся в офисном комплексе на Васильевском острове, будем арендовать несколько этажей. Лично я буду жить на два кабинета: и в Москве, и в Санкт-Петербурге. А где буду чаще бывать, пока не знаю.

– На новоселье позовете?

– Обязательно.

Предыдущие публикации

Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал о работе корпорации по линии импортозамещения, намерении сохранять конкурентоспособные ценовые параметры, о решениях, принятых относительно достройки круизного судна «Петр Великий» и о сроках сдачи танкера-химовоза «ПортНьюс».

13 апреля 2021

Наша редакция вновь обратилась к вопросам, связанным с кадровым голодом на предприятиях судостроения и судоремонта. На этот раз мы побеседовали с Дмитрием Куриловым - начальником управления по работе с персоналом АО "10 ордена Трудового Красного знамени судоремонтный завод".

7 апреля 2021

Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" – предприятие, которое специализируется на постройке фрегатов и больших десантных кораблей. Сравнительно недавно – летом 2020 года – его генеральным директором стал Илья Самарин. До этого он семь лет возглавлял 33-й судоремонтный завод в городе Балтийске Калининградской области.
Что сегодня представляет собой предприятие? Чем оно живет и какие видит для себя перспективы? Об этом и не только рассказал генеральный директор "Янтаря".

29 марта 2021