Алексей Рахманов: "СоюзМаш" - это ускоритель для отечественной промышленности"

13 апреля 2016
И-Маш

- Алексей Львович, чем, на Ваш взгляд, может быть полезна деятельность Союза машиностроителей России собственно для самих машиностроителей? В чем ее практический смысл?

- Знаете, за время своего существования Союз стал, можно сказать, посольством российского промышленного сектора при органах власти, ему удалось наладить диалог со многими общественными и профессиональными организациями, объединить российских машиностроителей более чем из 30 отраслей. Благодаря участию руководства Союза, в первую очередь, Сергея Чемезова и Владимира Гутенева в отстаивании наших - как профессионального сообщества - интересов, "СоюзМаш" зарекомендовал себя серьезным игроком, способным обратить внимание власти на важные для машиностроителей темы, а в какие-то моменты и выступить с необходимой законодательной инициативой. Хочу заметить, что через своих представителей в Госдуме Союз внес 126 законопроектов, 73 из которых были подписаны президентом и вступили в силу. А в профильные комитеты Госдумы были направлены 760 поправок, 580 из которых в итоге оказались учтены.
 
Еще отмечу, что Союз получил от Минобрнауки полномочия по определению контрольных цифр приема в вузы по ряду специальностей, среди которых, в частности, "технологии кораблестроения и водного транспорта". Это очень хорошее подспорье для стабильного, в том числе кадрового, будущего нашей отрасли.
 
К слову сказать, уже 19 апреля состоится очередной съезд Союза, на котором мы планируем предметно обсудить интенсификацию развития отечественного производства и программу совместных действий машиностроителей для реализации этой программы. Убежден, что эта встреча послужит сильнейшим драйвером для дальнейшей, еще более результативной работы на благо страны.
 
- Вы в рамках СоюзМаша руководите комитетом по судостроительной политике и морской технике. Какие задачи он решает, чему в его работе уделяется наибольшее внимание?

- Мы, как сказал бы герой рекламы 90-х, стремимся быть не халявщиками, а партнерами, и помогать общему делу "СоюзМаша". Комитет, о котором вы упомянули, был создан год назад и объединил руководителей предприятий судостроительной отрасли, а также авторитетных экспертов нашего направления - конструкторов КБ, ученых из ведущих научно-исследовательских институтов. Члены Комитета получили возможность представить свои разработки, заявить о своем опыте, и, что тоже немаловажно - установить личный контакт с коллегами.
 
За время работы Комитета мы обсуждали самые разные темы, актуальные для корабелов. От вопросов импортозамещения и международной кооперации до развития пассажирского судостроения и судоходства в сегменте река-море. От финансовых и страховых механизмов, используемых в практике работы судостроительной отрасли, до новых конструкционных материалов и особенностей федеральных целевых программ.
 
Общение с коллегами в рамках Комитета и "СоюзМаша" в целом позволяет нам, как машиностроителям, выстраивать систему взаимоотношений, имеющую устойчивость к сложному отраслевому "климату", в котором мы стараемся наверстать все то, что не делалось 20-25 лет.
 
- Можете привести примеры такой работы в рамках СоюзМаша?

- Могу, в частности, сказать, что с коллегами по Союзу мы начали переговоры о производстве основных судовых систем: дизель-генераторных установок, газотурбинных агрегатов, основных пропульсивных систем. В случае их серийного производства ОСК станет основным потребителем, а предприятия-смежники получат необходимую загрузку. Таким образом, наша совместная работа с коллегами по "СоюзМашу" способна дать хороший стимулирующий эффект и для кооперации.
 
Конечно, параллельно мы в ОСК занимаемся и модернизацией своих предприятий - чтобы сделать продукцию более привлекательной для потребителей. Происходит переоснащение производственных мощностей. Мы понимаем, что от этого напрямую зависит производительность труда, да и качество самой продукции. Вырабатываем схему применения инструментов бережливого производства, проводим модернизацию электронных систем.
 
Завершаем блок работ, посвященный унификации корпоративной отчетности и управлению финансами. К тому же модернизация коснется и проектных бюро - в них мы видим одну из основ наших конкурентных преимуществ.
 
Безусловно, мы не стремимся говорить "гоп", пока не перепрыгнули - то есть пока не решили все задачи, поставленные президентом России. Однако уже сейчас понятно, что "на своих двоих" путь будет более долгим, чем с "ускорителем". "СоюзМаш" стал таким "разгонным блоком", который при совместной слаженной работе, безусловно, способен вывести машиностроительную отрасль далеко за пределы ее сегодняшних горизонтов.


Предыдущие публикации

Адмиралтейские верфи, центр неатомного кораблестроения России и одна из старейших действующих верфей в мире, сегодня отмечает свое 315-летие. Помимо двух серий подводных лодок для ВМФ РФ, завод выполняет ряд крупных гражданских заказов: строит серию траулеров, ледостойкую платформу, а также один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире "Виктор Черномырдин". Разноплановое производство требует соответствующей работы с кадрами. О том, как завод взаимодействует с профильными учебными заведениями, чем привлекает и удерживает сотрудников, рассказал заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам АО "Адмиралтейские верфи" Игорь Савельев.

5 ноября 2019

После распада СССР судостроительная и судоремонтная отрасль страны понесла достаточно тяжелые потери. Часть заводов осталась за рубежом и либо закрылись, либо понемногу утратили хозяйственные связи с российскими коллегами. Часть стала жертвами "лихих девяностых", потеряв активы и пойдя с молотка. Третьи пару десятилетий выживали, превращаясь в набор пустых бетонных коробок на полузаброшенных территориях. Тем приятнее рассказывать об обратных примерах, увы, не таких многочисленных, как хотелось бы. Есть в России заводы, которые еще лет пять назад казались обреченными, а сегодня уже вполне уверенно смотрят в будущее. В их числе – 10-й судоремонтный завод, расположенный в городе Полярном, недалеко от Мурманска.

С тех пор, как на предприятии сменилась руководящая команда, 10-й СРЗ стал оживать. Пошли заказы, закипела работа, начали оживать цеха, появилась прибыль. Вдвойне ценно, что все это происходит фактически в условиях кризиса, сотрясающего российскую экономику. А еще стоит учесть, что над теми предприятиями отрасли, что прочно встроены в "военку", сейчас нависает новая проблема – гособоронзаказ сокращается. Необходимо переходить на новые рельсы, искать гражданских заказчиков.

О том, как завод умудряется вставать на ноги в такой непростой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Евгением Зудиным. Показательно, кстати, что это интервью было взято в рамках 15-й Международной выставки гражданского судостроения "Нева", участие в которой 10-й СРЗ счел для себя обязательным.

28 октября 2019

18 октября 2019 года входящий в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод передал заказчику головной ледокол проекта Arc124 "Обь". О полученном опыте, готовности строить новые ледоколы и суда-краболовы в экспресс-интервью порталу Sudostroenie.info во время церемонии рассказал президент ОСК Алексей Рахманов.

21 октября 2019