Балтийск штурмует "Индустрию 4.0"

7 октября 2019
Корабел.ру

— Одна из последних новостей, пришедших с завода за последнее время, это успешное внедрение системы мониторинга транспорта. Расскажите подробнее, что это такое, какими средствами обеспечивается и какой эффект дает?

— Внедрение системы мониторинга транспорта на любом предприятии, независимо от размера автопарка, позволяет повышать эффективность использования и снижает эксплуатационные расходы всего предприятия.

Конечно, при оценке результативности такого мониторинга необходим комплексный подход. Недостаточно просто установить трекеры на автотранспорт и подключить систему. Здесь требуется грамотное административное управление, которое должны обеспечить опытные, заинтересованные и идейные специалисты.

В системе предусмотрены отчеты, позволяющие оценивать эффективность использования транспорта и принимать необходимые управленческие решения.

На заводском автотранспорте ведется контроль расхода топлива и километража, мониторятся отклонения от заданного маршрута, соблюдение скоростного режима, сокращение простоев автотранспорта.

Уменьшение расхода топлива и мониторинг пробега при использовании системы экономит средства не только за счет меньших затрат на топливо и смазочные материалы, но также за счет затрат, связанных с техническим обслуживанием автотранспорта. Если пробег жестко контролируется, то он снижается, что ведет к увеличению периода между очередными техосмотрами. А это, как вы понимаете, уменьшает и издержки на эксплуатацию автопарка.

— Хотелось бы конкретных цифр. На сколько процентов все это позволяет снизить, например, расход топлива?

— Один только контроль скоростного режима с помощью системы мониторинга транспорта позволяет добиться снижения расхода топлива до 20%. При этом существует еще много факторов, прямо или косвенно влияющих на расход топлива. К примеру, стиль вождения. Интенсивные разгоны и торможения, движение на повышенной скорости приводит не только к повышенному расходу топлива, но и к увеличенному износу резины и предельным нагрузкам на двигатель, трансмиссию и тормозную систему автомобиля. Кроме того, контролируя скоростной режим, система мониторинга позволяет добиться снижения аварийности.

Существенно экономит топливо и контроль за отклонением от маршрута. В целом при последовательном и грамотном администрировании данных параметров общие эксплуатационные затраты предприятия на автотранспорт сильно сокращаются.

— Насколько я знаю, у вас запланирована целая программа сокращения издержек и система мониторинга является только частью ее. А что еще входит в эту программу? Какие издержки и насколько уже удалось сократить?

— Да, у нас на предприятии разработана программа управления издержками на срок до 2030 года. Это программный документ, определяющий комплекс структурированных мероприятий, составленный с учетом производственных планов завода и увязанный со стратегией развития ОСК на данный период.

Программа описывает мероприятия, направленные на повышение операционной эффективности, сокращение издержек, включая планирование требуемых для этого ресурсов. Она устанавливает сроки и структурные подразделения, которые за них отвечают и определеют целевые значения показателей.

Работа идет по целому ряду направлений. Эффективность должна повыситься и во внедрении современных технологий с использованием инноваций, и в управлении техобслуживанием и ремонтом оборудования, зданий, сооружений, и в закупочной деятельности, и в управлении цепочками поставок, и в системе мотивации и оплаты труда персонала, и в организационно-функциональной структуре, и в управлении оборотным капиталом и активами.

Мы постоянно совершенствуем и актуализуем программу. Экономический эффект от нее за первый квартал 2019 года уже составил порядка 65 млн рублей, при этом плановый показатель на текущий год определен в размере 88 млн рублей.

— Все эти новости свидетельствуют о том, что завод старается активно использовать возможности современных цифровых технологий. И это несколько выбивается из общей тенденции определенной консервативности судостроительно-судоремонтной отрасли. Где и как черпаете идеи для таких новаций?

— Без внедрения современных автоматизированных систем управления на производстве и использования информационных технологий сложно представить себе конкурентоспособное предприятие. Ведь, как говорят, наступила эра "Индустрии 4.0".

Основной концепцией цифровых технологий завода является единство принципов гибкости, масштабируемости, интегрированности и безопасности.

Сотрудники предприятия совершенствуют свои знания, обмениваются опытом, посещают выставки, становятся участниками различных форумов, имеют активную гражданскую и профессиональную позицию. В конечном итоге это позволяет реализовывать успешные цифровые технологии и не просто шагать в ногу со временем, а быть впереди.

— Сталкиваетесь ли в этом направлении с кадровыми проблемами? Есть мнение, что чем выше средний возраст коллектива, тем сложнее проходит его подключение к цифровым технологиям...

— Таких проблем у нас нет, поскольку все цифровые технологии в основном разработаны и созданы специалистами нашего предприятия, что существенно облегчает период апробации и сопровождения. Стоит отметить, что обучение сотрудников работе с программами проходит без отрыва от производства, а техническую учебу проводят IT-администраторы. В освоении функционала также помогают рабочие инструкции, созданные под каждое рабочее место.

— Раз уж заговорили о кадрах, расскажите заодно про "информационный киоск", который реализован у вас на предприятии. Как он работает? Действительно каждый сотрудник может внести рацпредложение или высказать жалобу и услышать ответ по существу?

— Да, действительно. Подать предложение или просто поделиться давно наболевшей проблемой работники 33-го СРЗ теперь могут через электронную систему подачи предложений. Для этого необходимо указать свою фамилию и содержание предложения, которое заносится в систему ERP в автоматическом режиме с индивидуальным кодом и будет рассматриваться профильными специалистами с последующим представлением на координационный совет завода.

Использование информационных технологий позволяет оперативно фиксировать и быстро доводить до непосредственных исполнителей появляющиеся проблемы и предложения по улучшению. Плюсы электронного способа подачи идей заключаются в том, что их можно отправить прямо со своего рабочего места, форма подачи предложения четко структурирована по полям и проста в заполнении.

— Уже несколько лет в стране декларируется цифровизация отрасли. Ваши действия как-то включены в эту стратегию или вы действуете сами по себе, в автономном режиме?

— 33-й СРЗ функционирует в рамках единого информационного пространства с другими предприятиями, входящими в ОСК. Мы вместе исполняем задачи, поставленные в стратегии развития информационных технологий Объединенной судостроительной корпорации. Основной целью, напомню, является переход от форма-центричного к дата-центричному подходу в информационных технологиях и процессах.

— Поделитесь своим видением, что вкладывается сейчас в само это понятие — цифровизация?

— Цифровизация для завода — это компьютеризация и автоматизация всех процессов жизненного цикла. Однако роль человека в этом процессе значительна, и только тандем обоих может позволит реализовать стратегические цели и задачи цифровизации отрасли.

— Хорошо, вопрос общего плана. Если попробовать заглянуть в будущее лет на десять, какой вы видите отрасль и ваш завод в этом плане? Что изменится?

— Завод в своей деятельности ориентируется на общие направления технического развития судоремонта и судостроительной промышленности. А это безусловное использование новейшего современного оборудования, станков с числовым программным обеспечением. Уже сегодня мы обновляем парк оборудования. В частности, завод приобрел токарно-винтовой станок и наилучшие образцы современного отечественного сварочного оборудования. Осваиваются новые компетенции, увеличивается объем собственных работ, сделаны шаги в области диверсификации производства, внедрена система проектного управления, институты бережливого производства и производственной системы.

Проблема эффективности судоремонта заключается в зависимости судоремонтных заводов от заказчика и неопределенности объемов выполняемых работ на долгосрочную перспективу. Вместе с тем, при осуществлении своей деятельности мы в полной мере отдаем отчет в том, что наша приоритетная задача – четкое и качественное выполнение заданий государственного оборонного заказа.

Мы намерены энергично развивать имеющиеся и осваивать новые компетенции, в частности по техническому диагностированию и освидетельствованию оборудования, работающего под давлением и подъемных сооружений в составе вооружения и военной техники. К примеру, планируется открыть участок по комплексной проверке и техническому обслуживанию Глобальной морской системы связи при бедствии. Тем самым предприятие одновременно пополняет портфель заказов и обеспечивает стратегическую безопасность Российской Федерации.

Предыдущие публикации

Alexey Rakhmanov, president of United Shipbuilding Corporation (USC), talks to TOGY about the state of Russia’s shipbuilding industry, USC’s biggest ongoing projects and opportunities arising from the development of the Northern Sea Route. United Shipbuilding Corporation is a shipbuilding, repair and maintenance company in Russia.

25 февраля 2020

Головной офис ОСК через полгода переберется в Петербург, где «прописалось» около трети верфей и конструкторских бюро корпорации и где развивается мощный судостроительный кластер. Понятно, что решение перебазировать в северную столицу управленческий персонал компании, столь важной для национальной экономики, принималось наверху. Но у этой истории есть своя логика, в которой хотелось бы разобраться, а заодно и понять, что получит в таком случае Петербург, как такое решение отразится на его бюджете. Об этом - разговор с нашим сегодняшним гостем руководителем одной из крупнейших в России корпораций.

14 февраля 2020

Ситуация со сроками строительства серии траулеров по программе инвестиционных квот на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) в последнее время вызывает пристальное внимание со многих сторон. Ранее портал Sudostroenie.info публиковал позицию заказчика. Теперь предоставляем слово корабелам. На вопросы редакции отвечал начальник отдела маркетинга ВСЗ Никита Ворошилов.

13 февраля 2020