Георгий Полтавченко: «ОСК возвращается в Петровскую гавань»

21 мая 2020
Издание "Фонтанка.ру"

Близится День города. Любимый всеми нами и родной для меня Санкт-Петербург скоро отметит 317-ю годовщину со дня основания. На день рождения принято дарить подарки. Думаю, что сегодня, когда вокруг так много плохих новостей, подарком вполне может стать хорошая новость, не связанная с коронавирусом. Хочу выразить благодарность интернет-изданию «Фонтанка» за предоставленную мне возможность такой новостью поделиться.

Головной офис Объединенной судостроительной корпорации переезжает в Петербург, возвращается в родную Петровскую гавань. Сегодня это не досужие домыслы, а реальный факт, за которым — план конкретных и последовательных действий. Сегодня я, как председатель совета директоров корпорации, официально подтверждаю: переезд состоится, сколько бы ни длилась эпидемия и как бы ни складывалась экономическая ситуация. Наоборот, ОСК будет только рада помочь городу в трудную минуту.

Это не только возвращение к истокам и восстановление исторической справедливости. Это продолжение государственной политики по возрождению морской столицы России. Напомню, что решение о переезде ОСК в Санкт-Петербург было принято президентом нашей страны Владимиром Путиным. И оно стало абсолютно логичным в череде предшествующих решений по российскому флоту за последние десять с небольшим лет.

Начало было положено передислокацией Главкомата Военно-морского флота страны. Немало копий было сломано, судьбоносный проект шел достаточно долго. Но сегодня флотское командование работает там, где ему исторически и было предопределено, — в комплексе зданий Адмиралтейства. Все страхи из-за невозможности наладить оперативное управление флотами и соединениями кораблей из Петербурга оказались напрасны. Прорывное развитие информационных технологий, в том числе и военно-прикладного назначения, дает возможность руководить ВМФ России как из Москвы, так и из Петербурга.

Но здесь, на Кронштадтском рейде, флотское командование получило важное преимущество — короткое плечо для постоянного взаимодействия с петербургскими верфями и проектными институтами. Ежедневная работа Главкомата ВМФ как государственного заказчика и основных подрядчиков по исполнению гособоронзаказа, максимально оперативное решение всех вопросов принесли огромную пользу городу и стране. Оборонная промышленность Петербурга стала для городской экономики точкой опоры в 2014–2016 годах. А сегодня Россия имеет мощный и современный надводный и подводный военно-морской флот, отлично себя показавший в ходе антитеррористической операции в Сирии.

Львиная доля новых кораблей и подводных лодок, переданных ВМФ России за последние годы, построены силами предприятий ОСК. Любуясь ими сегодня, понимаешь важность следующего, не менее исторического, решения президента России — возобновление полномасштабных военно-морских парадов на День ВМФ. Это веха в новейшей истории нашего государства. И наглядная демонстрация того, что российский флот был, есть и будет. Хочу напомнить в этой связи великие в своей простоте слова Петра Великого: «Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится…»

Строительство флота — это продолжение «дела Петрова». Санкт-Петербург — детище Петра. С учетом двух предыдущих, третье решение президента России Владимира Путина по флоту не выглядит чем-то удивительным или спонтанным. Перевод в Санкт-Петербург головного офиса ОСК, как крупнейшей военной и гражданской судостроительной корпорации, обусловлен логикой исторического процесса и текущими государственными задачами. Верховный главнокомандующий сосредоточивает в морской столице России военный, инженерный, интеллектуальный, производственный и человеческий потенциал российского флота. Работая рядом, офицеры и корабелы, ученые и судостроители наполнят отрасль новыми прорывными идеями, проектами, максимально быстро превращая инженерные замыслы в реальность металла или современных наноматериалов.

ОСК возвращается в Петровскую гавань не только с четкой программой дальнейшего развития военного флота. В ближайшие годы России предстоит осваивать арктические широты и развивать Северный морской путь. Строительство мощного ледокольного и ледового флота — вопрос безопасности государства, защиты наших национальных интересов и энергетической независимости. За последние годы совершен огромный рывок в отечественном коммерческом судостроении. В портфеле корпорации контракты на сумму свыше 320 миллиардов рублей по созданию гражданских и коммерческих судов.

Мы уже приступили к реализации еще двух не менее важных стратегических задач. Это создание нового, современного пассажирского флота — как морского, так и речного, и строительство флота рыболовного. Первые результаты уже есть — на первенца гражданского речного круизного флота страны, круизное судно «Мустай Карим», уже есть заказчик. В этом году оно должно начать свою первую навигацию по рекам России. Отечественный рынок речного туризма огромен и с нетерпением ждет появления современных круизных лайнеров. Корпорация уже начала удовлетворять этот спрос. А работа по возрождению рыболовного флота страны — задача настолько масштабная и многогранная, что заказов хватит всем.

Я убежден, что переезд головного офиса ОСК на берега Невы даст новый импульс к решению всех перечисленных выше задач. Исторически ОСК давно прописана в Петербурге, просто теперь сюда переедет инженерный и менеджерский персонал. Но мы ожидаем, что эффект «короткого плеча» между заказчиками и подрядчиками даст такой же положительный импульс, как и в военном кораблестроении. Кроме того, взор Петербурга исторически устремлен в морскую даль. Не случайно первые высокотехнологичные городские предприятия были связаны с морем. Мы рассчитываем найти большое число грамотных инженерных и управленческих кадров, готовых применить современные навыки и компетенции к флотской тематике.

Петербург — интеллектуальная и инновационная столица России. На предыдущей работе я много общался с представителями вузовской науки, программистами и представителями IT-сферы, интересными ребятами из «Клуба лидеров». Знаю, что в городе много уникальных стартапов и проектов. Нам есть что предложить их авторам. У ОСК есть средства на венчурные инвестиции, которые можно смело вкладывать в прорывные разработки и максимально быстро внедрять ноу-хау.

Конечно, возвращение ОСК внесет свою лепту в пополнение городской казны. Но будут и важные неналоговые последствия. Стимул к развитию получат многие отрасли, смежные с кораблестроением и судостроением, — электроника, электротехника, заводы по производству двигателей и силовых установок и другие. Глотнут свежего воздуха наши учреждения высшего, в том числе технического, образования, которое становится вновь очень популярным.

Петербург всегда был городом-моряком, открытым и продуваемым всеми ветрами. Именно поэтому русский философ Георгий Федотов говорил, что «здесь, в Петербурге, слышнее историческая задача». В самые трудные времена здесь, у нас, всегда можно выйти на набережную Невы. Почувствовать, как тянет влажный морской ветер, почти всегда западный, и для нас — встречный. Пройтись по последним линиям Васильевского острова или к устью Фонтанки, на Лоцманский островок и уловить отсвет моря. Посмотреть на Финский залив с одного из мостов Западного скоростного диаметра. Увидеть ошвартовавшиеся теплоходы, якоря и канаты…

Это то, чего больше всего не хватало в Москве сотрудникам Объединенной судостроительной корпорации. Трудно радеть о создании кораблей, не видя морского простора и не чувствуя его всей душой. Теперь мы — здесь, вместе с Невой, морем и Петербургом.

С днем рождения, любимый город Петра!


Авторская колонка для «Фонтанки»
Полтавченко Георгий Сергеевич,
председатель Cовета директоров АО "ОСК"

Предыдущие публикации

Чем живет, как борется и что предлагает в условиях пандемии Объединенная судостроительная корпорация – это вопрос, который интересует сейчас очень многих. Портал Корабел.Ру взял интервью у президента ОСК Алексея Рахманова.

12 мая 2020

Alexey Rakhmanov, president of United Shipbuilding Corporation (USC), talks to TOGY about the state of Russia’s shipbuilding industry, USC’s biggest ongoing projects and opportunities arising from the development of the Northern Sea Route. United Shipbuilding Corporation is a shipbuilding, repair and maintenance company in Russia.

25 февраля 2020

Головной офис ОСК через полгода переберется в Петербург, где «прописалось» около трети верфей и конструкторских бюро корпорации и где развивается мощный судостроительный кластер. Понятно, что решение перебазировать в северную столицу управленческий персонал компании, столь важной для национальной экономики, принималось наверху. Но у этой истории есть своя логика, в которой хотелось бы разобраться, а заодно и понять, что получит в таком случае Петербург, как такое решение отразится на его бюджете. Об этом - разговор с нашим сегодняшним гостем руководителем одной из крупнейших в России корпораций.

14 февраля 2020