Интервью генерального директора "Адмиралтейских верфей" Александра Бузакова ИА "Рамблер"

11 января 2016
ИА "Рамблер"

В 2016 году Военно-морской флот России получит две новые многоцелевые подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами «Калибр». Обе эти подлодки находятся на стапелях «Адмиралтейских верфей» в Санкт-Петербурге. О ходе выполнения оборонного заказа и перспективах развития крупнейшего отечественного судостроительного завода RNS рассказал генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков.


В последние годы «Адмиралтейские верфи» модернизировали производство. Насколько решена задача технического перевооружения?

Главной задачей технического развития производства «Адмиралтейских верфей» для нас остается создание специализированного комплекса по строительству неатомных подводных лодок на южной площадке верфей. Модернизация действующих объектов и строительство новых в рамках этой задачи идет полным ходом. Заключено несколько договоров на поставку оборудования для южного строительного участка и участка подъемно-мачтовых устройств, приобретены станки для машиностроительного производства. Кроме того, в 2015 году мы ввели в строй новое трубное производство, оснащенное современным оборудованием. В 2016 году планируем запустить новый слесарно-корпусный цех. Началось строительство зарядно-аккумуляторной станции, которая будет запущена в 2018 году. Через три года мы планируем завершить все работы по южному строительному району.

Какова доля гособоронзаказа в общем объеме производства «Адмиралтейских верфей»? Будет ли меняться соотношение доли гособоронзаказа и коммерческих гражданских проектов?

Сегодня доля гособоронзаказа в общем объеме производства предприятия составляет около 60%. На заказы, строящиеся в рамках военно-технического сотрудничества, приходится около 40%, продукция маломерного судостроения — алюминиевые лодки «Мастер» — и заказы сторонних организаций составляют 1,5% объемов производства. В 2016 году это соотношение, в целом сохранится, с небольшим увеличением доли гособоронзаказа.

Какие проекты в области гражданского судостроения являются приоритетными?

В области гражданского судостроения наше предприятие традиционно тяготеет к строительству наукоемких высокотехнологичных судов ледового класса. Учитывая, что основной специализацией верфей в последние годы является строительство неатомных подводных лодок, именно такое сочетание подводной и надводной программ является для нас наиболее предпочтительным, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения сохранения кадрового потенциала предприятия.

Планируете участвовать в реализации программы освоения Арктики и шельфовых зон?

Многие, построенные на верфях, суда и корабли уже вносят существенный вклад в Арктическую программу. Например, в 2010 году для «Совкомфлота» на верфях были построены два танкера 70-тысячника ледового класса «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», которые сегодня успешно перевозят нефть с платформы «Приразломная».

В 2012 году Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России «Адмиралтейские верфи» передали научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников». Это технически очень сложный заказ, совмещающий в себе функции ледокола, научного и пассажирского судна. Сегодня оно успешно работает в Арктике и Антарктике, обеспечивая работу российских полярных экспедиций и проводя научные исследования. Недавно научно-экспедиционное судно вернулось из очередного рейса на ледовую базу «Мыс Баранова» архипелага Северная Земля.

В середине декабря в Атлантике состоялось погружение на 6180 метров автономного глубоководного аппарата «Русь», построенного на «Адмиралтейских верфях» в 2000 году. По сообщению министерства обороны, «Русь» и «Консул», переданный флоту в 2011 году, могут быть задействованы в определении границ континентального шельфа в Арктике.

Сейчас в производственной программе предприятия нет гражданских и глубоководных заказов, но мы готовы к строительству новых судов ледового класса и глубоководной техники, которые будут участвовать в реализации программы освоения Арктики и шельфовых зон.

Как проходит опытная эксплуатация подводной лодки проекта 677 («Лада») «Санкт-Петербург»?

Подводная лодка «Санкт-Петербург» была передана Военно-морскому флоту в мае 2010 года. Корабль находится в опытной эксплуатации на Северном флоте, где проходит отработка всех систем и комплексов подводной лодки. Окончание опытной эксплуатации ожидается к концу 2016 года. Вопросы оснащения подводной лодки новым вооружением и целесообразности доработки отдельных систем находятся в компетенции министерства обороны. Решение о необходимости таковых изменений будет приниматься по итогам опытной эксплуатации.

Пока рано подводить окончательные итоги данного этапа, но уже сегодня с полным основанием можно утверждать, что «Санкт-Петербург» — современный корабль, который демонстрирует прекрасные технические характеристики. Последний выход подводной лодки в море в очередной раз подтвердил, что по отдельным характеристикам «Лада» превосходит показатели иностранных субмарин.

Когда будет спущена на воду подводная лодка проекта 677 («Лада») «Кронштадт»? Будут ли сдвинуты сроки ее сдачи ВМФ?

Сегодня подводная лодка «Кронштадт» находится в стапельном периоде постройки, завершается подготовка к стыковке корпуса корабля, ведется погрузка основного оборудования. Это второй корабль серии, он строится с учетом последних достижений науки и техники и итогов опытной эксплуатации головной подводной лодки «Санкт-Петербург». На нем будут установлены самые современные комплексы и образцы вооружения.

На каком этапе строительства находится подводная лодка проекта 677 («Лада») «Великие Луки»? Когда планируется ее спуск на воду и передача ВМФ?

Подводная лодка «Великие Луки» находится на этапе предварительной сборки секций.

По сообщениям СМИ, контракт на четвертую подводную лодку проекта 677 планируется подписать до конца года. Так ли это? Когда это может произойти? Какое название получит новая подлодка?

Все эти вопросы находятся в компетенции министерства обороны. Да, такие планы есть, но без постановления правительства по гособоронзаказу говорить о конкретных сроках подписания контракта преждевременно.

Планируется ли постройка еще пяти подводных лодок этого проекта?

Этот вопрос также в компетенции министерства обороны. Пока конкретного решения по этому вопросу не принято.

На каком этапе сейчас находится строительство подводных лодок проекта 636 («Варшавянка») «Колпино» и «Великий Новгород»? Будут ли сдвинуты сроки их спуска на воду и сдачи ВМФ?

Две завершающие лодки серии проекта 636 для Черноморского флота России находятся в стапельном периоде постройки. Их строительство идет строго в рамках контрактных сроков: «Великий Новгород» будет спущен на воду в марте, «Колпино» — в апреле 2016-го. Передача кораблей заказчику планируется в ноябре. Что касается вооружения, на всех шести лодках черноморской серии установлены новейшие гидроакустические системы и ракетно-торпедные комплексы.

Наглядное подтверждение их эффективности — успешный пуск крылатых ракет «Калибр», который 8 декабря в залповом режиме был произведен в Средиземном море со второй подводной лодки серии — «Ростов-на-Дону». Это высокоточное оружие морского базирования впервые использовалось из подводного положения. В результате удара все намеченные цели были поражены.

Интервью опубликовано в ИА «Рамблер» 4 января 2016 г. и доступно по ссылке

Предыдущие публикации

Адмиралтейские верфи, центр неатомного кораблестроения России и одна из старейших действующих верфей в мире, сегодня отмечает свое 315-летие. Помимо двух серий подводных лодок для ВМФ РФ, завод выполняет ряд крупных гражданских заказов: строит серию траулеров, ледостойкую платформу, а также один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире "Виктор Черномырдин". Разноплановое производство требует соответствующей работы с кадрами. О том, как завод взаимодействует с профильными учебными заведениями, чем привлекает и удерживает сотрудников, рассказал заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам АО "Адмиралтейские верфи" Игорь Савельев.

5 ноября 2019

После распада СССР судостроительная и судоремонтная отрасль страны понесла достаточно тяжелые потери. Часть заводов осталась за рубежом и либо закрылись, либо понемногу утратили хозяйственные связи с российскими коллегами. Часть стала жертвами "лихих девяностых", потеряв активы и пойдя с молотка. Третьи пару десятилетий выживали, превращаясь в набор пустых бетонных коробок на полузаброшенных территориях. Тем приятнее рассказывать об обратных примерах, увы, не таких многочисленных, как хотелось бы. Есть в России заводы, которые еще лет пять назад казались обреченными, а сегодня уже вполне уверенно смотрят в будущее. В их числе – 10-й судоремонтный завод, расположенный в городе Полярном, недалеко от Мурманска.

С тех пор, как на предприятии сменилась руководящая команда, 10-й СРЗ стал оживать. Пошли заказы, закипела работа, начали оживать цеха, появилась прибыль. Вдвойне ценно, что все это происходит фактически в условиях кризиса, сотрясающего российскую экономику. А еще стоит учесть, что над теми предприятиями отрасли, что прочно встроены в "военку", сейчас нависает новая проблема – гособоронзаказ сокращается. Необходимо переходить на новые рельсы, искать гражданских заказчиков.

О том, как завод умудряется вставать на ноги в такой непростой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Евгением Зудиным. Показательно, кстати, что это интервью было взято в рамках 15-й Международной выставки гражданского судостроения "Нева", участие в которой 10-й СРЗ счел для себя обязательным.

28 октября 2019

18 октября 2019 года входящий в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод передал заказчику головной ледокол проекта Arc124 "Обь". О полученном опыте, готовности строить новые ледоколы и суда-краболовы в экспресс-интервью порталу Sudostroenie.info во время церемонии рассказал президент ОСК Алексей Рахманов.

21 октября 2019