Как куётся подводный щит Отечества

17 сентября 2021
«Красная звезда»

Вместе с ним укрепляется военно-морская мощь России.

Масштабная кораблестроительная программа реализуется здесь с 1939 года. За свою историю завод передал Военно-Морскому Флоту страны 134 атомные подводные лодки, 40 дизельных подводных лодок и 45 надводных кораблей. Севмаш дал жизнь кораблям, установившим рекорды подводной скорости, глубины погружения, подводного водоизмещения. Атомные ракетоносцы, созданные корабелами предприятия, стали основой морской составляющей ядерных сил России. О реализованных и перспективных проектах предприятия, импортозамещении, роботизации и традициях северодвинской верфи – в интервью генерального директора АО «ПО «Севмаш» Михаила Будниченко.

– Михаил Анатольевич, предприятие, которое вы возглавляете, известно во всём мире как флагман российского атомного подводного кораблестроения. Являясь крупнейшим судостроительным комплексом России, входящим в состав Объединённой судостроительной корпорации, оно участвует в укреплении военно-технического потенциала страны и техническом перевооружении российского флота. Расскажите о вкладе в укрепление обороноспособности России предприятия и его сотрудников.

– Отмечу, во-первых, что наше предприятие – единственное в стране, осуществляющее весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками. Именно со стапелей нашего завода сошли первая в стране АПЛ, первая в мире подлодка с баллистическими ракетами, а также рекордсмены Военно-Морского Флота страны: самый глубоководный, самый быстроходный и самый большой атомоходы. Сегодня в эллингах предприятия ведётся строительство современных ракетоносцев проектов «Борей-А» и «Ясень-М». Специалистами предприятия успешно выполняется сервисное обслуживание современных АПЛ, ремонт корабля проекта 11442М. Насыщенная производственная программа Севмаша подтверждает важнейшую роль, которую предприятие играет в укреплении военно-технического потенциала страны.

– Как удалось без последствий и срывов сроков исполнения гос¬оборонзаказа, который является важным направлением в деятельности Севмаша, преодолеть пандемию COVID-19? Вернулись ли производственные процессы в нормальный ритм? И сказалась ли сложная эпидемиологическая ситуация на темпах проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на серийном производстве?

– Ограничения, связанные с предотвращением распространения коронавирусной инфекции, естественно, наложили отпечаток на работу Севмаша. Нам пришлось работать в напряжённой эпидемиологической обстановке, бороться с вирусом и при этом не сбавлять темпов строительства атомных подводных лодок, развивать социальную сферу. На решение этой проблемы были брошены все силы. Несмотря на сложившуюся обстановку, заводу удалось сохранить экономическую стабильность и выполнить работы, как вы правильно заметили, в соответствии с графиками, утверждёнными Министерством обороны РФ. В прошлом году мы сдали флоту головную атомную подводную лодку проекта «Борей-А» «Князь Владимир», вывели из эллинга АПК «Князь Олег». В ходе массовой закладки кораб-лей с участием Президента РФ Владимира Путина заложили два подводных крейсера проекта «Ясень-М» – «Владивосток» и «Воронеж», а в этом году – «Дмитрий Донской» и «Князь Потёмкин» проекта «Борей-А», 7 мая передали флоту головную АПЛ проекта «Ясень-М» «Казань», вывели из эллинга АПК «Красноярск». Бесперебойно ведётся сервисное обслуживание атомных подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень». На корабле проекта 11442М развёрнут серьёзный фронт работ. Добавлю, что именно в прошлом году был побит рекорд по численности сотрудников предприятия за последние несколько лет. Сейчас трудовой коллектив Севмаша составляет более 30 тысяч че¬ловек.

– Сегодня большое внимание уделяется не только строительству новых кораблей, но и организации их обслуживания на протяжении всего жизненного цикла – от разработки и серийного производства до сервиса, ремонта и утилизации. Удалось ли эффективно выстроить эту цепочку во взаимодействии с военным ведомством?

– Безусловно, взаимодействие Севмаша с Министерством обороны на протяжении всего жизненного цикла атомных подводных лодок является эффективным. Специалисты предприятия осуществляют полный цикл строительства и всех видов испытаний АПЛ. Работа ведётся при тесном результативном взаимодействии корабелов с экипажами кораблей, командованием Военно-Морского Флота, руководством ОСК, контрагентами, а также специалистами военного представительства Минобороны РФ, Беломорской военно-морской базы, штаба Северного флота, Государственного центрального морского полигона, комиссии государственной приёмки.

В настоящее время совместно с Министерством обороны прорабатывается вопрос о проведении испытаний АПЛ в полигонах Баренцева моря, что позволит продолжить испытания заказов в зимний период.

Отмечу также, что с 2015 года Севмаш является единственным исполнителем государственных контрактов на сервисное обслуживание атомоходов четвёртого поколения. За это время заключено девять госконтрактов. Работы по ним выполняются в установленные сроки и с надлежащим качеством. Кроме того, после подписания приёмного акта каждого корабля Севмаш несёт пятилетние гарантийные обязательства по переданным в эксплуатацию АПЛ и десятилетние гарантийные обязательства по комплексам вооружения. Результаты проделанной нашими специалистами работы вы можете видеть сами – это неоднократные успешные залповые стрельбы и боевые дежурства атомных подлодок.

– Научно-технический прогресс не стоит на месте. Как идёт обновление производственных мощностей и самого процесса кораблестроения с ростом возможностей искусственного интеллекта, роботизацией и цифровой трансформацией технологических процессов?

– Производственный процесс на Севмаше постоянно совершенствуется, в своём развитии мы не стоим на месте. Верфь занимает лидирующие позиции в части цифровизации подготовки производства и внедрения цифровых технологий. Новые методы позволяют сократить стоимость и сроки, повысить качество работ при создании, эксплуатации и ремонте морской техники. На предприятии ведётся масштабное техническое перевооружение, реконструируются мощности, внедряются передовые технологии.

Приведу пример. Одним из наиболее успешных проектов в области цифровизации стало создание единого проектно-производственного пространства «ЦКБ-верфь» Объединённой судостроительной корпорации. Работа велась на базе Севмаша, Северного ПКБ, конструкторских бюро «Рубин», «Малахит» и «Алмаз». Цель проекта – создание пилотной зоны цифрового взаимодействия между центральными КБ и верфью. От проектирования на бумаге необходимо было пе¬рейти к созданию трёхмерных моделей и на их основе вести отработку создания изделия: компоновку помещений корабля, размещение механизмов, расчёт геометрии трубопроводов и кабельных трасс, монтаж оборудования.

Мы внедрили оптико-электронные инструменты измерений, которые позволили сканировать конструкции и сверять их геометрию с чертежами на предмет расхождений. Благодаря этому мы можем исключить ресурсозатратные переделки и вовремя принимать необходимые решения. Конечно, не обошлось без трудностей, как в любом новом деле. Необходимо было провести цифровизацию рабочих мест, обучить персонал новым методам проектирования и подготовки производства. Ввели новое программное обеспечение, каналы передачи информации и баз данных. Все работы по проекту проводились в режиме постоянно действующего производства.

В результате введения процессов цифровизации в повседневную работу значительно повысились точность расчётов и эффективность конструкторско-технологической подготовки всех процессов – от раскроя металла до стыковки отсеков. Повысилась степень проработки проекта, мы также получили экономический эффект. Однако говорить об итогах рано: процесс цифровизации проектирования и строительства кораблей далёк от завершения, мы продолжаем вводить в производство новые технологии и инструментарий. Вместе с тем могу сказать, что будущее кораблестроения – именно за цифровизацией.

– В последнее время большое внимание уделяется импортозамещению. Как этот вопрос решается на Севмаше?

– Завод успешно реализует программу импортозамещения, и новейшие российские атомные подводные лодки на 100 процентов укомплектованы оборудованием отечественного производства. Вообще, в строительстве боевых кораблей эта задача не нова: металлопрокат, оборудование и комплектующие всегда закупали отечественного производства. Конечно, небольшая доля импорта была, но, например, при постройке головных кораблей проекта «Борей-А» и «Ясень-М» «Князь Владимир» и «Казань» и всех последующих кораблей серии верфь уже не зависела от импортных поставок, в том числе импорта из стран ближнего зарубежья.

– Создание современных вооружений, военной и специальной техники сегодня немыслимо без опоры на фундаментальные и прикладные науки. И Севмаш в этом направлении, как нам известно, ведёт активную деятельность. Завод стал первым предприятием кораблестроительной отрасли, где совместно с Минобороны организована работа научно-производственной роты, что позволяет ребятам проходить службу в рядах армии без потери своих профессио¬нальных навыков. Считаете ли вы этот проект успешным?

– Действительно, в рамках военно-патриотического воспитания и реализации задачи по созданию специализированных подразделений мы приняли на завод самую большую роту – 140 человек. Первые военнослужащие пришли на предприятие в 2018 году. И сегодня мы можем делать определённые выводы о том, насколько эффективно работает это нововведение. Механизм взаимодействия с НПР абсолютно понятен. Ребята, которые приходят на Севмаш в составе военного подразделения, хорошо знакомы в цехах, так как подавляющее большинство матросов – выпускники базовых образовательных учреждений верфи. Во время обучения они проходят практику в цехах и подразделениях предприятия. Можно сказать, что ребята служат на своих рабочих местах без потери квалификации. По итогам предыдущих демобилизаций на Севмаш вернулись 85 процентов военнослужащих НПР. Безусловно, это весомый шаг в решении кадрового вопроса на предприятии. Считаю, что цель создания специализированных подразделений достигнута. Мы наблюдаем уверенный рост желающих служить в научно-производственной роте. Сегодня у нашей кадровой службы есть возможность выбора среди тех, кто подходит для службы и работы на нашем заводе. Осенью на Севмаш придёт уже седьмой призыв.

– Меняющиеся рыночные условия заставляют обращать внимание на диверсификацию в высокотехнологичных отраслях ОПК. Есть ли у Севмаша задел в этой области?

– Несмотря на то что Севмаш в основном выполняет государственный оборонный заказ, в портфеле предприятия есть и гражданские проекты. Сегодня верфь участвует в строительстве ледостойкой стационарной платформы «А» для добычи газа на месторождении Каменномысское-море. Корабелы предприятия изготавливают детали и секции для опорного основания платформы. В 2013 году мы передали заказчику ещё одно уникальное сооружение – морскую ЛСП «Приразломная». Она успешно добывает нефть на месторождении в Печорском море. Учитывая накопленный опыт в области гражданского судостроения, возможно участие верфи в строительстве платформ и различных судов ледового класса как для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, так и для развития судоходства по Северному морскому пути.

Кроме того, Севмаш выпускает продукцию технического назначения: арматуру, гидро-оборудование, амортизаторы, судовую мебель – диапазон наименований широк. Брендом предприятия стали опорные и опорно-упорные судовые подшипники. При их изготовлении применяются передовые материалы, которые позволяют двигательному комплексу работать на больших оборотах в агрессивных условиях морской среды. Изделия имеют длительный срок службы. В прошлом году подшипники, произведённые на Севмаше, стали победителями конкурса «100 лучших товаров России».

Безусловно, Севмаш активно прорабатывает вопросы расширения производства высокотехнологичной гражданской продукции или продукции двойного назначения. Совместно с АО «ОСК» рассматривается возможность изготовления батопорта для реконструируемого сухого дока 35-го судоремонтного завода – одного из филиалов Центра судоремонта «Звёздочка».

– Оборонно-промышленный комплекс идёт рука об руку с Вооружёнными Силами и славится своими многолетними традициями верного служения Отечеству. Какая военно-патриотическая работа ведётся вашим предприятием?

– В годы Великой Отечественной войны Севмаш – тогда он назывался заводом № 402 – обеспечил бесперебойное производство военной и гражданской продукции. За выполнение программы оборонного заказа в 1944 году заводу было вручено Красное знамя Государственного комитета обороны. Верфь вышла в число передовых предприятий страны. За самоотверженный труд 457 работников были удостоены высоких государственных наград. Двум заводчанам, воевавшим на фронте, было присвоено звание Героя Советского Союза. Поэтому самое главное, что мы сделали для сегодняшней молодёжи, для будущих поколений, это добились вместе с администрацией города присвоения Северодвинску почётного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести». Севмаш принимал непосредственное участие в подготовке документов, подтверждающих значимый вклад работников завода в Великую Победу.

Предыдущие публикации

Генеральный директор "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) Алексей Рахманов в интервью обозревателю "Интерфакса" Павлу Коряшкину рассказал о строительстве атомных подлодок, ремонте тяжелых крейсеров, перспективах эсминца "Лидер" и оснащения кораблей ракетами "Циркон".

3 сентября 2021

Генеральный директор «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов в интервью военному обозревателю «Газеты.Ru» Михаилу Ходаренку рассказал о необходимости усиления роли государства в судостроении, зависимости от иностранных поставщиков, проблемах с переносом судостроительных мощностей из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу, причинах срыва поставок на Выборгском заводе и спорах с заказчиками о ценах.

27 августа 2021

Гостем студии «Звезды» в парке «Патриот» стал генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов.

24 августа 2021