Ключевой ресурс экономики Мировой океан

20 июня 2019
Коммерсантъ

Мировой океан постепенно становится все более востребован не только как источник рыбных ресурсов, но и в качестве перспективной базы полезных ископаемых. Усиливается и геополитический фактор влияния в морях. Эксперты подчеркивают, что освоение Мирового океана следует сделать более безопасным с экологической точки зрения, а на его изучение стоит направить больше усилий.

Исполнительный секретарь Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО Владимир Рябинин напоминает, что примерно 93% мировой теплоты поглощается Мировым океаном, в противном случае температура Земли была бы гораздо выше. При этом вся работа по изучению изменения климата, связанная с Мировым океаном, в настоящее время основана на доброй воле участников МОК.

«Синяя экономика, или экономика Мирового океана, составляет более $3 трлн, и она стабильнее экономики на суше. Но объем финансирования исследований океана — около $1 млрд, то есть в 3 тыс. раз меньше, чем стоимость генерируемого продукта. Нужно поднимать уровень информированности населения о процессах в Мировом океане, осуществлять прибрежное зонирование, обеспечивать устойчивое развитие рыболовной промышленности и аквакультуры. Все это можно сделать, если задействовать усилия авторитетных участников МОК»,— говорит он.

Экономика океана при должном подходе позволяет минимизировать выработку отходов, а сама вода становится ключевым ресурсом: например, бутылка воды в Москве уже стоит дороже литра бензина, отмечает президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. «Очевидно, что делить так же, как сушу, океан не получится. Эта система живет в общем развитии. К 2030 году объем рыболовства в Мировом океане, по прогнозам, вырастет до 209 млн тонн, что соответствует показателям роста населения планеты»,— указывает глава корпорации.

По его словам, океан остается и ключевой транспортной магистралью, и к 2050 году спрос на грузовые перевозки в нем вырастет в три раза. «Морской и речной транспорт остается абсолютным и неоспоримым лидером в части экологичности перевозок: более 80% всех международных грузоперевозок осуществляется по морю. В перспективе он так и останется наиболее эффективным и востребованным видом транспорта на дальние расстояния»,— прогнозирует господин Рахманов.

Вместе с тем изученность Мирового океана не превышает 10%, то есть даже космос человечество знает лучше, чем море. «Расходы на исследования Мирового океана в развитых странах достигают не более 4% от общего объема инвестиций в научную работу, и Россия, к сожалению, не исключение»,— говорит он. Среди задач России в рамках освоения Мирового океана глава ОСК назвал развитие Северного морского пути и круизного арктического направления.

Рациональное использование

Главный исполнительный директор Damen Shipyards Group NV Рене Берквенс сетует на то, что выделение средств на изучение Мирового океана в рамках Европейского союза происходит достаточно медленно. «Океан — последняя из неизведанных границ, при этом мы очень сильно зависим от него, получаем продовольствие и энергию, в том числе ветровую и приливную»,— говорит он. Серьезным вопросом, по его словам, в настоящее время является загрязнение океана: «Есть не только пластик на поверхности, но и тот, который с пищевой цепочкой попадает в организм человека, и это большая угроза».

«Судостроители хорошо отдают себе отчет в важности исследования Мирового океана. Сейчас мы строим новое исследовательское судно для австралийского правительства, рассчитываем на сотрудничество с верфями и научно-исследовательскими институтами в России»,— добавляет господин Берквенс.

За последние десять лет в синей экономике было создано около 100 млн новых рабочих мест, говорит председатель Арктического экономического совета Теро Ваурасте. «Около 50% потребляемой в мире рыбы происходит из района Северного Ледовитого океана. Согласно прогнозам, к 2023 году объемы туризма и аквакультуры в северных морях удвоится. Рыболовство — основа синей экономики, и неприятие срочных мер по борьбе с заражением океана создает угрозу устойчивого развития»,— отмечает он.

Господин Ваурасте подчеркивает, что мировое население растет, и «к 2050 году придется кормить еще несколько миллиардов человек». «Мы фиксируем изменение климата и эрозию земель, меняются места обитания морских животных и рыбы. Всемирный фонд дикой природы провел исследование, согласно которому Северный Ледовитый океан и его побережья являются местом обитания 34 видов млекопитающих, 364 видов птиц и 4 млн людей, принадлежащих к национальным меньшинствам и малочисленным народам. Мировой океан — это сосредоточение ресурсов, которые нужно сохранить, чтобы они использовались и следующими поколениями»,— заключает эксперт.

Повысить эффективность в рыбной отрасли и, следовательно, сделать использование ресурсов рациональнее, могут цифровые технологии, считает генеральный директор мобильного оператора Tele2 Сергей Эмдин. «Отрасль аквакультуры в развитых странах вся обвешана датчиками. В России такого нет, поэтому наблюдается низкая производительность и высокая потеря продукции. Мы запустили в Приморском крае пилотный проект, выступив как интегратор: взяли лучшие мировые решения и обеспечили покрытие»,— рассказывает он.

По словам господина Эмдина, как показывает мировая практика, в цифровизированных рыбных хозяйствах экономические показатели улучшаются на 20–30% по сравнению с теми, где цифровых элементов нет. «С использованием искусственного интеллекта можно развивать направление и дальше. Кроме того, появляется возможность использовать коммерческие данные, которые будут получать хозяйства, и для экологического мониторинга, и для научных целей. Есть такой термин — интернет вещей. Для него в океане есть много места, и от этого будет конкретная отдача»,— прогнозирует он.

Техническое перевооружение

В настоящее время в мире ведется активная работа по снижению воздействия морского транспорта на окружающую среду, принят ряд международных конвенций и они давно действуют, напоминает заместитель Минтранса РФ и руководитель Росморречфлота Юрий Цветков. «Все начиналось с вопросов разливов нефти, которые были урегулированы законодательством, затем решались вопросы по сбросу отходов, а в последние годы фокус смещается в сторону контроля за судовым топливом и его влиянием на окружающую среду»,— перечисляет господин Цветков.

Большинством стран ООН сейчас принята конвенция, согласно которой с 2020 года запрещается использование высокосернистого топлива для работы на морских судах. Россия ратифицировала эту конвенцию, и теперь все судоходные компании «с ужасом ожидают» следующего года, так как есть опасения, хватит ли низкосернистого топлива, будет ли возможность забункероваться во всех портах и какова будет цена этого топлива, уточняет замминистра.

В качестве перспективного судового горючего он называет газомоторное топливо (LNG), которое используется судоходными компаниям все чаще. Предполагается, что к 2035 году суда LNG будут занимать до 20% рынка, но в данном случае нужно решить целый ряд вопросов. Первый, по словам господина Цветкова, носит инженерный и стоимостной характер — нужны двигатели, которые приспособлены к работе на LNG, а сами суда на таком топливе стоят на 20% дороже судов на классическом горючем. Второй вопрос — наличие пунктов бункеровки LNG, и крупные компании работают над развитием такой сети. Третий — поддержка прибрежными государствами перехода судовладельцев к работе на альтернативном топливе.

Вице-президент Российской академии наук (РАН) Андрей Адрианов напоминает, что в РФ запущена программа модернизации научно-исследовательского флота, согласно которой к 2024 году будут построены два новых научных судна, а пять из девяти действующих будут модернизированы и получат новое техническое оснащение. «В Мировом океане сосредоточены и минеральные ресурсы, и колоссальные биологические, которые могут решить все продовольственные проблемы мира. Изучать всю экосистему океана одной стране не под силу, нужны общие усилия, но когда есть что делить — а делить есть что,— включаются национальные интересы»,— говорит он.

Речь идет о рыбных, углеводородных и других ресурсах, поясняет вице-президент РАН. «Запасы кобальта в океане в шесть раз больше, чем на суше, там огромные скопления редкоземельных элементов. Уже есть такие термины, как подводное машиностроение и подводное роботостроение, так как без этого невозможно освоение ресурсов. Страны соревнуются в технологиях, в получении лицензий на те участки океанского дна, которые наиболее перспективны. Двигаться в одиночку в деле освоения Мирового океана нельзя, нужна консолидация усилий, но и без национальных интересов никуда не деться»,— заключает господин Адрианов.

Предыдущие публикации

Alexey Rakhmanov, president of United Shipbuilding Corporation (USC), talks to TOGY about the state of Russia’s shipbuilding industry, USC’s biggest ongoing projects and opportunities arising from the development of the Northern Sea Route. United Shipbuilding Corporation is a shipbuilding, repair and maintenance company in Russia.

25 февраля 2020

Головной офис ОСК через полгода переберется в Петербург, где «прописалось» около трети верфей и конструкторских бюро корпорации и где развивается мощный судостроительный кластер. Понятно, что решение перебазировать в северную столицу управленческий персонал компании, столь важной для национальной экономики, принималось наверху. Но у этой истории есть своя логика, в которой хотелось бы разобраться, а заодно и понять, что получит в таком случае Петербург, как такое решение отразится на его бюджете. Об этом - разговор с нашим сегодняшним гостем руководителем одной из крупнейших в России корпораций.

14 февраля 2020

Ситуация со сроками строительства серии траулеров по программе инвестиционных квот на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) в последнее время вызывает пристальное внимание со многих сторон. Ранее портал Sudostroenie.info публиковал позицию заказчика. Теперь предоставляем слово корабелам. На вопросы редакции отвечал начальник отдела маркетинга ВСЗ Никита Ворошилов.

13 февраля 2020