Михаил Будниченко: «На ближайшие годы у «Севмаша» полный портфель заказов»

15 июля 2019
ИАА «ПортНьюс»

- Михаил Анатольевич, на ваш взгляд, какие наиболее значимые события произошли на верфи в прошлом году?

– Прошлый год мы завершили с хорошими производственными показателями – рост по ключевым позициям: выручке, прибыли, производительности труда, заработной плате. Штат работников увеличился почти на полторы тысячи человек и составил более 28500 человек. Успешно решаем социальные вопросы: в 2018 году сдали один дом для работников предприятия. Это шестое жилое здание по корпоративной программе строительства жилья. В этом году введен в эксплуатацию еще один дом, продолжается строительство трех жилых зданий для работников завода.

Что касается производства, то работы по программе гособоронзаказа в 2018 году выполнены в полном объеме. Атомные подводные лодки (АПЛ) четвертого поколения «Князь Владимир» и «Казань» успешно прошли швартовные испытания и совершили первые выходы в море. Продолжается строительство серийных кораблей проектов «Ясень-М» и «Борей-А». Завершен ремонт, модернизация и окраска корпусных конструкций на крейсере проекта 11442М, ведутся малярно-изоляционные работы по наружной обшивке и разметочные работы. В прошлом году с Министерством обороны РФ мы заключили два трехгодичных госконтракта на сервисное обслуживание АПЛ проекта «Борей». В течение года наши специалисты также выполняли плановые доковые работы на АПЛ «Владимир Мономах» в Вилючинске.

Продолжаем работы в сфере военно-технического сотрудничества по авианосцу «Викрамадитья» и в нефтегазовой сфере по техническому перевооружению платформы «Приразломная». По линии продукции технического назначения выполняем большой объем заказов: изготавливается арматура, гидрооборудование, амортизаторы, фильтры, судовая мебель и т.д. Самой востребованной продукцией являются судовые подшипники и изделия металлургического производства, которые поставляются заказчикам от Дальнего Востока до Калининграда и Севастополя.

- Какие задачи стоят перед Севмашем в 2019 году?

– Этот год для Севмаша знаковый – 21 декабря верфь отметит 80-летие. В целом задачи перед предприятием остаются прежними – работать, не снижая темпов, обеспечивая выполнение гособоронзаказа (ГОЗ). Нам необходимо провести программу испытаний на кораблях проектов «Борей-А» и «Ясень-М», подготовить крейсер проекта 11442М к выводу из дока. Продолжаем работы по сервисному обслуживанию АПЛ, по линии военно-технического сотрудничества, а также по техперевооружению платформы «Приразломная».

И, конечно, продолжаем модернизацию предприятия – приобретаем и устанавливаем в цехах новую, современную технику, внедряем принципы бережливого производства.

– Какие тенденции складываются в системе размещения гособоронзаказа?

– Предприятие обеспечено заказами по линии ГОЗ. Это тенденция постперестроечного периода: России нужен обновленный, современный флот, способный отразить любую агрессию. Снижения объемов работ по линии ГОЗ в ближайшие несколько лет не будет.

– Когда может начаться строительство многоцелевых атомных подводных лодок пятого поколения? Готов ли завод к производству таких подлодок?

– Создание любых проектов АПЛ начинается с разработки проекта, который выполняет конструкторское бюро. Только после этого завод-строитель приступает к работам. Но к созданию перспективных образцов военной техники мы уже давно готовимся - на предприятии идет колоссальная реконструкция в соответствии с государственной программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ». У нас 100 подразделений, 37 производств. И сегодня каждое из них – без исключения – переоборудуется: машиностроение, металлургия, литейное, термическое, кузнечно-прессовое производства и другие. Модернизация идет в динамичном режиме.

– Какие возможности откроются перед предприятием после завершения работ по модернизации и обновлению производственных мощностей?

– В течение 2018 года во многих цехах предприятия по госпрограмме «Развитие оборонно-промышленного комплекса» поставлено и смонтировано современное оборудование. Благодаря новой технике значительно расширяется спектр решаемых на производстве задач, сокращаются издержки и время изготовления изделий. На предприятии совершенствуются технологии производства заготовок из высокопрочных сталей в вакууме, заменяются устаревшие печи, литейные машины и другая техника. В корпусообрабатывающем производстве введены автоматизированные линии очистки, грунтовки, обработки металлопроката. Применяются новые технологии изготовления неметаллических изделий, полимерных материалов, специальных покрытий. В деревообрабатывающем и малярно-изоляционном цехах введены в эксплуатацию сотни единиц оборудования практически всех технологических групп. Заметно обновлена лабораторная и исследовательская базы. В эллинге №1 ведутся работы по созданию новых специализированных участков и модернизации существующих.

Одним из важнейших пунктов модернизации является реконструкция транспортно-передаточного комплекса. Она позволит расширить задачу строительства в стапельно-сдаточном производстве новых заказов в установленные сроки по эффективной технологии с применением крупноблочных конструкций. Работы выполняются за счет бюджетных и собственных средств предприятия. В модернизацию вложены десятки миллиардов рублей.

– Есть планы вернуться к строительству надводных кораблей на мощностях Севмаша?

– Если такая задача будет поставлена перед нами руководством страны, то, безусловно, Севмаш ее выполнит. Тем более, завод со дня своего основания строил крейсеры, большие охотники и миноносцы. Со стапелей предприятия сошло более 200 надводных кораблей и плавсооружений.

– На какой период сформирован портфель заказов ПО «Севмаш»? Каков уровень загрузки производственных мощностей верфи?

– На ближайшие годы у Севмаша полный портфель заказов. Мощности предприятия загружены. Но специфика производственного цикла предприятия такова, что с 2020-го года загрузка корпусообрабатывающего и корпусно-сварочного производств по линии гособоронзаказа начнет снижаться. Для того, чтобы избежать простоя в работах этих цехов, сегодня мы ведем работу по их дальнейшей загрузке. В частности, прорабатываются вопросы об участии Севмаша в строительстве заводов проекта СПГ-2 (ПАО «НОВАТЭК») и платформы ЛСП-А «Каменномысское-море», которые могут дать очень хорошую загрузку этим цехам.

– Когда могут быть завершены переговоры между Севмашем и Новатэком о возможности строительства на мощностях верфи модулей бетонных плавучих оснований для завода СПГ?

– Севмаш готовит коммерческие предложения для участия в конкурсе. Решение о выборе подрядчика должно быть принято осенью 2019 года. Кроме того, ПАО «Газпром» планирует проведение тендеров на строительство ледостойкой стационарной платформы. Она будет установлена на месторождении Каменномысское-море в южной части акватории Обской губы. В настоящее время готовится совместная заявка Объединенной судостроительной корпорации, Севмаша и Звездочки на строительство этого объекта. Проект подразумевает строительство платформы «под ключ»: сборка, испытания, запуск. Инвестиционное решение должно быть принято к началу 2020 года.

– Какие компетенции, которыми обладает Севмаш, могут быть также востребованы на рынке гражданского судостроения?

– Специалистами Севмаша накоплен уникальный опыт в сфере выпуска продукции гражданского назначения. Предприятие построило единственную в России уникальную морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная», понтоны, баржи, мега-яхты, в области надводного кораблестроения – проведена глубокая модернизация авианосца «Викрамадитья».

Отмечу, что в 2018 году Севмаш выполнял на МЛСП «Приразломная» работы по ее техническому перевооружению. Это процесс, изначально интегрированный в схему освоения месторождения. В результате внедрены новейшие технологические решения, призванные повысить эффективность добычного комплекса. Он направлен на использование в арктических условиях самых современных технологических разработок. Одним из центральных мероприятий являлась модернизация бурового комплекса, необходимая для строительства сверхглубоких наклонно-направленных скважин.

Предыдущие публикации

Объединенная судостроительная корпорация представляет на выставке "ИННОПРОМ" в Екатеринбурге сразу несколько новинок. Большинство с использованием инновационных технологий. Спрос на продукцию есть и со стороны российских компаний, и от иностранных партнеров. Подробнее об этом и не только в интервью рассказал президент корпорации Алексей Рахманов.

8 июля 2019

Президент Объединенной судостроительной корпорации о пассажирских судах, битве за океан и поиске новых технологий, а также о самом большом в мире атомном ледоколе «Урал», только что спущенном на воду

28 июня 2019

О «синей экономике», гидрографической науке, строительстве научно-исследовательского флота и платформы «Северный Полюс» в интервью ИАА «ПортНьюс» во Всемирный день гидрографии рассказал президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов.

21 июня 2019