Михаил Будниченко: «На ближайшие годы у «Севмаша» полный портфель заказов»

15 июля 2019
ИАА «ПортНьюс»

- Михаил Анатольевич, на ваш взгляд, какие наиболее значимые события произошли на верфи в прошлом году?

– Прошлый год мы завершили с хорошими производственными показателями – рост по ключевым позициям: выручке, прибыли, производительности труда, заработной плате. Штат работников увеличился почти на полторы тысячи человек и составил более 28500 человек. Успешно решаем социальные вопросы: в 2018 году сдали один дом для работников предприятия. Это шестое жилое здание по корпоративной программе строительства жилья. В этом году введен в эксплуатацию еще один дом, продолжается строительство трех жилых зданий для работников завода.

Что касается производства, то работы по программе гособоронзаказа в 2018 году выполнены в полном объеме. Атомные подводные лодки (АПЛ) четвертого поколения «Князь Владимир» и «Казань» успешно прошли швартовные испытания и совершили первые выходы в море. Продолжается строительство серийных кораблей проектов «Ясень-М» и «Борей-А». Завершен ремонт, модернизация и окраска корпусных конструкций на крейсере проекта 11442М, ведутся малярно-изоляционные работы по наружной обшивке и разметочные работы. В прошлом году с Министерством обороны РФ мы заключили два трехгодичных госконтракта на сервисное обслуживание АПЛ проекта «Борей». В течение года наши специалисты также выполняли плановые доковые работы на АПЛ «Владимир Мономах» в Вилючинске.

Продолжаем работы в сфере военно-технического сотрудничества по авианосцу «Викрамадитья» и в нефтегазовой сфере по техническому перевооружению платформы «Приразломная». По линии продукции технического назначения выполняем большой объем заказов: изготавливается арматура, гидрооборудование, амортизаторы, фильтры, судовая мебель и т.д. Самой востребованной продукцией являются судовые подшипники и изделия металлургического производства, которые поставляются заказчикам от Дальнего Востока до Калининграда и Севастополя.

- Какие задачи стоят перед Севмашем в 2019 году?

– Этот год для Севмаша знаковый – 21 декабря верфь отметит 80-летие. В целом задачи перед предприятием остаются прежними – работать, не снижая темпов, обеспечивая выполнение гособоронзаказа (ГОЗ). Нам необходимо провести программу испытаний на кораблях проектов «Борей-А» и «Ясень-М», подготовить крейсер проекта 11442М к выводу из дока. Продолжаем работы по сервисному обслуживанию АПЛ, по линии военно-технического сотрудничества, а также по техперевооружению платформы «Приразломная».

И, конечно, продолжаем модернизацию предприятия – приобретаем и устанавливаем в цехах новую, современную технику, внедряем принципы бережливого производства.

– Какие тенденции складываются в системе размещения гособоронзаказа?

– Предприятие обеспечено заказами по линии ГОЗ. Это тенденция постперестроечного периода: России нужен обновленный, современный флот, способный отразить любую агрессию. Снижения объемов работ по линии ГОЗ в ближайшие несколько лет не будет.

– Когда может начаться строительство многоцелевых атомных подводных лодок пятого поколения? Готов ли завод к производству таких подлодок?

– Создание любых проектов АПЛ начинается с разработки проекта, который выполняет конструкторское бюро. Только после этого завод-строитель приступает к работам. Но к созданию перспективных образцов военной техники мы уже давно готовимся - на предприятии идет колоссальная реконструкция в соответствии с государственной программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ». У нас 100 подразделений, 37 производств. И сегодня каждое из них – без исключения – переоборудуется: машиностроение, металлургия, литейное, термическое, кузнечно-прессовое производства и другие. Модернизация идет в динамичном режиме.

– Какие возможности откроются перед предприятием после завершения работ по модернизации и обновлению производственных мощностей?

– В течение 2018 года во многих цехах предприятия по госпрограмме «Развитие оборонно-промышленного комплекса» поставлено и смонтировано современное оборудование. Благодаря новой технике значительно расширяется спектр решаемых на производстве задач, сокращаются издержки и время изготовления изделий. На предприятии совершенствуются технологии производства заготовок из высокопрочных сталей в вакууме, заменяются устаревшие печи, литейные машины и другая техника. В корпусообрабатывающем производстве введены автоматизированные линии очистки, грунтовки, обработки металлопроката. Применяются новые технологии изготовления неметаллических изделий, полимерных материалов, специальных покрытий. В деревообрабатывающем и малярно-изоляционном цехах введены в эксплуатацию сотни единиц оборудования практически всех технологических групп. Заметно обновлена лабораторная и исследовательская базы. В эллинге №1 ведутся работы по созданию новых специализированных участков и модернизации существующих.

Одним из важнейших пунктов модернизации является реконструкция транспортно-передаточного комплекса. Она позволит расширить задачу строительства в стапельно-сдаточном производстве новых заказов в установленные сроки по эффективной технологии с применением крупноблочных конструкций. Работы выполняются за счет бюджетных и собственных средств предприятия. В модернизацию вложены десятки миллиардов рублей.

– Есть планы вернуться к строительству надводных кораблей на мощностях Севмаша?

– Если такая задача будет поставлена перед нами руководством страны, то, безусловно, Севмаш ее выполнит. Тем более, завод со дня своего основания строил крейсеры, большие охотники и миноносцы. Со стапелей предприятия сошло более 200 надводных кораблей и плавсооружений.

– На какой период сформирован портфель заказов ПО «Севмаш»? Каков уровень загрузки производственных мощностей верфи?

– На ближайшие годы у Севмаша полный портфель заказов. Мощности предприятия загружены. Но специфика производственного цикла предприятия такова, что с 2020-го года загрузка корпусообрабатывающего и корпусно-сварочного производств по линии гособоронзаказа начнет снижаться. Для того, чтобы избежать простоя в работах этих цехов, сегодня мы ведем работу по их дальнейшей загрузке. В частности, прорабатываются вопросы об участии Севмаша в строительстве заводов проекта СПГ-2 (ПАО «НОВАТЭК») и платформы ЛСП-А «Каменномысское-море», которые могут дать очень хорошую загрузку этим цехам.

– Когда могут быть завершены переговоры между Севмашем и Новатэком о возможности строительства на мощностях верфи модулей бетонных плавучих оснований для завода СПГ?

– Севмаш готовит коммерческие предложения для участия в конкурсе. Решение о выборе подрядчика должно быть принято осенью 2019 года. Кроме того, ПАО «Газпром» планирует проведение тендеров на строительство ледостойкой стационарной платформы. Она будет установлена на месторождении Каменномысское-море в южной части акватории Обской губы. В настоящее время готовится совместная заявка Объединенной судостроительной корпорации, Севмаша и Звездочки на строительство этого объекта. Проект подразумевает строительство платформы «под ключ»: сборка, испытания, запуск. Инвестиционное решение должно быть принято к началу 2020 года.

– Какие компетенции, которыми обладает Севмаш, могут быть также востребованы на рынке гражданского судостроения?

– Специалистами Севмаша накоплен уникальный опыт в сфере выпуска продукции гражданского назначения. Предприятие построило единственную в России уникальную морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная», понтоны, баржи, мега-яхты, в области надводного кораблестроения – проведена глубокая модернизация авианосца «Викрамадитья».

Отмечу, что в 2018 году Севмаш выполнял на МЛСП «Приразломная» работы по ее техническому перевооружению. Это процесс, изначально интегрированный в схему освоения месторождения. В результате внедрены новейшие технологические решения, призванные повысить эффективность добычного комплекса. Он направлен на использование в арктических условиях самых современных технологических разработок. Одним из центральных мероприятий являлась модернизация бурового комплекса, необходимая для строительства сверхглубоких наклонно-направленных скважин.

Предыдущие публикации

Головной офис ОСК через полгода переберется в Петербург, где «прописалось» около трети верфей и конструкторских бюро корпорации и где развивается мощный судостроительный кластер. Понятно, что решение перебазировать в северную столицу управленческий персонал компании, столь важной для национальной экономики, принималось наверху. Но у этой истории есть своя логика, в которой хотелось бы разобраться, а заодно и понять, что получит в таком случае Петербург, как такое решение отразится на его бюджете. Об этом - разговор с нашим сегодняшним гостем руководителем одной из крупнейших в России корпораций.

14 февраля 2020

Ситуация со сроками строительства серии траулеров по программе инвестиционных квот на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) в последнее время вызывает пристальное внимание со многих сторон. Ранее портал Sudostroenie.info публиковал позицию заказчика. Теперь предоставляем слово корабелам. На вопросы редакции отвечал начальник отдела маркетинга ВСЗ Никита Ворошилов.

13 февраля 2020

Интервью главного редактора "Корабел.ру" Николая Ивакина с техническим директором "Красного Сормова" Александром Васильевичем Цепиловым.

10 февраля 2020