Михаил Першин: "Планируем увеличивать темпы и выходить на сдачу 12-15 судов в год"

7 сентября 2020
Sudostroenie.info

Нижегородский завод "Красное Сормово" является одним из признанных лидеров российского коммерческого судостроения. О причинах высокой скорости строительства сухогрузов, особенностях работы с промысловыми судами и перспективах предприятия в интервью Sudostroenie.info рассказал генеральный директор ПАО "Завод "Красное Сормово" Михаил Першин.

– Михаил Николаевич, не так давно завод "Красное Сормово" сдал заказчику восемнадцатый сухогруз проекта RSD59. Сейчас предприятие уже практически вышло на темпы одно судно в месяц. За счёт чего этого удалось достичь?

– Я считаю, что у нас четыре составляющих успеха. Прежде всего, техническое оснащения нашего предприятия, на сегодняшний день оно одно из самых лучших. Также большой вклад в результат вносит то, что мы активно внедряем инструменты бережливого производства. Третье – это профессиональный коллектив, который всегда нацелен на результат. Ну и, конечно же, серийность заказов.

Все это позволяет на сегодняшний день достичь таких темпов. Но мы не собираемся останавливаться, дальше мы планируем только увеличивать темпы и выходить на сдачу 12-15 судов в год.

– Строить планируете проект RSD59?

– В этом году мы заканчиваем третью серию судов для ГТЛК и группы компаний "Пола". Всего на текущий момент построено 20 теплоходов. Далее мы приступаем к строительству еще 20 в рамках опциона с ГТЛК, 9 из которых уже законтрактованы.

– С какими другими проектами готов работать завод?

– Мы готовы работать с любыми проектами экономически выгодным для нас, будь то грузовые суда, суда технического или пассажирского флота. Для нас главное – стабильность загрузки предприятия.

– Пассажирские суда дальше готовы строить?

– Да, готовы. Пожалуй, на данный момент таких компетенций, которые мы приобрели при строительстве PV300, нет ни у одного завода. Сегодня, пройдя этот непростой путь создания пассажирского судна, мы знаем на какие моменты необходимо обращать внимание при заказе оборудования, разработке рабочей документации и дизайн-проекта, а также строительства судна в целом.

– С какими сложностями столкнулись в проекте PV300?

– Основная сложность заключалась в большом объеме работ, связанных с отделкой пассажирских кают и общественных помещений. Неоценимую помощь в этом направлении оказали специалисты компании "Водоходъ", имеющие большой опыт эксплуатации пассажирского флота.

– Какие особенности ожидаются при строительстве краболовов?

– По характеристикам это не совсем наше судно. Дело в том, что по своим характеристикам оно выходит за проходные габариты по ВВП (внутренние водные пути – ред.), поэтому строительство будет разбито на два этапа. Первый – строительство и швартовные испытания – будет проходить на нашем предприятии, дальше буксировка на понтонах. Второй – монтаж съемных конструкций и ходовые испытания. Этот этап пройдет уже на Северо-Западе.

– На какой верфи будут достраиваться краболовы?

– Пока точно не знаю. Есть предварительная договоренность с Выборгским заводом, а уже ближе к делу посмотрим. Будут ли у Выборга свободные производственные мощности, которые позволят нам достроить это судно. В любом случае это будет одно из предприятий ОСК.

– Можете примерно оценить долю отечественного оборудования на этих краболовах?

– На 90% будет импортное оборудование. Это вызвано несколькими факторами. Всё-таки это специальное судно. До недавнего времени подобных судов в России не строилось, и оборудование соответственно не производилось. Также стоит отметить, что первое судно уже построено на зарубежной верфи, а значит и оборудование уже определено. Поэтому заказчиком было принято решение о применении такого же оборудования на наших судах.

– Что касается сухогрузов, там какова доля отечественного оборудования?

– На сегодняшний день порядка 70% оборудования – импортное. Однако сейчас ведем работу с заказчиком о возможности увеличения доли отечественного.

– Вы как-то учитываете те сложности, с которыми столкнулись другие заводы ОСК при строительстве промысловых судов?

– На сегодня мы ведем работу и с заказчиком – "Северо-Западным рыбопромышленным консорциумом" (СЗРК) и с проектантом – "Морским Инженерным Бюро". Заказчик по опыту эксплуатации первого судна уже вносит предложения по улучшению в конструкции судна. Поэтому наша задача – ускорение процесса внесения изменений и завершение процесса разработки ПДСП (проектная документация судна в постройке – ред.), что в свою очередь позволит в полной мере приступить к разработке рабочей документации и строительству судов.

У нас, к сожалению, очень часто бывает так, что судно строится быстрее, чем выпускается документация. На краболовах мы хотим избежать этого, чтобы минимизировать последствия, связанные с переделками.

– Выборгский завод как раз на судах для СЗРК столкнулся с этой проблемой…

– С Выборгским заводом мы взаимодействуем и, конечно, постараемся максимально воспользоваться полученным в процессе строительства промысловых судов опытом.

– Какие основные сложности мешают развитию завода? Очень часто руководители верфей говорят о нехватке персонала.

– Нехватка персонала – это проблема всего отечественного судостроения, и мы не исключение. К сожалению, сегодня профессия судостроителя не очень привлекательна среди молодежи. Нами было принято решение по ведению профориентационной работы уже со школьной скамьи. Совместно с ОСК и Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева в одной из школ созданы инженерные классы, ориентированные на судостроение. В каникулы школьники проходят практику на нашем предприятии, регулярно на спуски судов приглашаем учеников целыми классами. Я уверен, что это даст свой результат, и выпускники школ и вузов с удовольствием будут приходить в судостроение.

– Уже готовых специалистов пытаетесь привлекать?

– Пытаемся, только результат низкий.

– На Северо-Западе идет конкуренция между верфями...

– Такой конкуренции в нашем регионе нет, а переманивать специалистов с указанных вами верфей нет возможности, несмотря на то, что уровень заработной платы у нас выше, чем в среднем по региону на 15-20%.

– Есть вероятность, что завод вернется к гособоронзаказу?

– Сложный вопрос. Если говорить про подводное судостроение, то, наверное, нет. А в остальном, вопрос пока открытый.

– Какие суда будет выпускать "Красное Сормово" через десять лет?

– Завод всегда был готов подстраиваться под требования рынка. Какие потребности у заказчика будут, такие суда завод и готов строить. Естественно, они должны удовлетворять всем современным требованиям по безопасности и быть экономически выгодными для заказчика.

– К судам на подводных крыльях готовы вернуться?

– Если будет заказ на серию, почему бы и нет. Компетенции по изготовлению конструкций из алюминиевого сплава мы возобновили при строительстве PV300.

Беседовал Александр Полунин

Предыдущие публикации

В Санкт-Петербурге спустили на воду современный траулер «Капитан Соколов», предназначенный для лова трески, пикши и других видов рыб в Северной Атлантике. Судно оборудовано фабрикой по производству на борту замороженной рыбы, рыбной муки, икры, печени, фарша и консервов. Почему до этого в России не строили многофункциональные суда для рыболовов? Как государственная поддержка помогает развивать гражданское судостроение? И в чем особенность нового военного фрегата «Адмирал Касатонов»? О глобальном изменении климата и строительстве плавучих космодромов говорим с генеральным директором «Объединенной судостроительной корпорации» Алексеем Рахмановым в этом выпуске программы «Евразия. Дословно».

5 сентября 2020

В одной известной компании потребовали, чтобы работники говорили не «проблема», а только «возможность». Есть такая модная психологическая теория, которая предлагает подобный подход. Попытки начальника одного из цехов вовремя сообщить о сложной ситуации были отвергнуты. Через некоторое время он исправился и сообщил, что у компании теперь есть возможность, и даже уникальная возможность: отремонтировать все цеховое оборудование, потому что оно успело полностью выйти из строя.

4 сентября 2020

Генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов в студии объединенной редакции Федерального агентства новостей и информагентства «Росинформбюро» рассказал об экспорте ледоколов и строительстве необитаемого подводного аппарата.

26 августа 2020