Игорь Пономарев: "На требования времени завод "Янтарь" отвечает постоянным обновлением производственных мощностей"

28 января 2016
Портал "Корабел.ру"

Традиционно завод ориентировался на строительство военных кораблей. Но постепенно на ПСЗ "Янтарь" планируется строить и гражданские суда. Поговаривают о создании на базе завода крупного судостроительного кластера. В планах развития предприятия намечен целый комплекс мер по преобразованию производственных мощностей, модернизации оборудования и увеличения численности и качества кадрового потенциала завода. 

– Игорь Борисович, вы назначены на пост руководителя не так давно. С какими проблемами пришлось столкнуться, какие вопросы решать в первую очередь?

– В первую очередь, пришлось столкнуться с проблемами разбалансированности производственного процесса, организации поставок по линии материально-технического обеспечения и с вопросами исполнительской дисциплины. За эти полгода удалось сбалансировать работу подразделений завода, в том числе в части планирования производства и обеспечения своевременных поставок. Конечно, эта работа еще не завершена. Развитие производства требует дальнейшего совершенствования, так как завод – достаточно сложное управленческое звено. В этом направлении мы будем продолжать работать, для того чтобы строительство законтрактованных кораблей выполнялось четко в срок, по графику и с прибылью для предприятия. Другая проблема – нехватка рабочих рук. Этим мы тоже занимаемся, составлен план набора необходимых специалистов с учетом загруженности завода, и он сейчас выполняется.

– На ваш взгляд, оправдано ли создание Объединенной судостроительной корпорации? Чем это можно обосновать? Не является ли объединение судостроительных предприятий в корпорацию формальным укрупнением? И, наконец, не превратится ли ОСК в неповоротливую, забюрокраченную структуру? Не станет ли единственным лидером, монополистом?

– Создание ОСК было обусловлено, прежде всего, необходимостью объединения активов судостроительной промышленности. В этом смысле создание ОСК оправданно – корпорация выполнила задачу консолидировать эти активы. Таким образом был создан единый центр управления в сфере отечественного судостроения и судоремонта. Восемь лет работы корпорации показали правильность принятого решения о ее создании. За это время ОСК не превратилась в "неповоротливую, забюрокраченную структуру". Опыт работы, в частности, по прямым контрактам с Министерством обороны на строительство серии подводных лодок типа "Ясень" и "Борей" доказывает, что такое направление – правильное. Как видим, это позволяет оперативно решать вопросы в части строительства стратегических подводных лодок и других современных кораблей. Показателен и опыт строительства "Мистралей" совместно с французской компанией DCNS: ОСК выступала в роли основного заказчика, а "Балтийский завод" выполнял работу в качестве субподрядчика, и контракт был выполнен точно в срок, что позволило получить прибыль как заводу, так и корпорации в целом. С приходом Алексея Львовича Рахманова на пост президента ОСК ее развитие идет по нескольким направлениям: она выстраивается как корпоративная структура и как производственная платформа, проводится модернизация производственных активов по федеральным целевым программам с целью унифицировать все образцы, методы, технологии и разделить верфи по специализациям. Все это, на мой взгляд, и доказывает оправданность создания ОСК.

– В отрасли, помимо прочего, остро стоит проблема с кадрами. И не только с их численностью, качеством и уровнем подготовки, но и с эффективностью их использования. Что предпринимается на вашем предприятии в этом направлении?

– В настоящее время в ОСК создается так называемый ресурсный центр, или общая база данных по кадрам, где сведены воедино все специальности, которые существуют на судостроительных заводах корпорации. Это, к примеру, сварщики, трубопроводчики, маляры и др. Готовится единый документ для группы компаний ОСК, который позволит кадры, не задействованные на одном предприятии, использовать на других предприятиях. После того, как этот документ будет принят, станет проще организовывать рабочий процесс и решать кадровую проблему в рамках корпорации. Это системная и долговременная работа, и, как ее результат, в течение 2016 года проблема с кадрами может быть во многом решена. Как пример, мы сейчас отправляем рабочих со "Звездочки" и "Севмаша" на Амурский судостроительный завод для поддержки в строительстве серии корветов и ремонта подводных лодок.

– Возможности "Янтаря" позволяют реализовывать широкий спектр заказов. Игорь Борисович, ваше предприятие, кроме основного направления – военного кораблестроения, старается вернуться и к строительству гражданских судов. Какую продукцию планируется выпускать? Выросла ли загрузка предприятия, количество заказов?

– Завод "Янтарь" не только специализируется на строительстве военных кораблей, но и имеет большой опыт строительства гражданских судов. Загрузка предприятия на ближайшие два-три года достаточно большая. Завод строит для Министерства обороны России серию из шести сторожевых кораблей проекта 11356 и два больших десантных корабля проекта 11711. 22 января этого года мы подписали контракт на строительство трех траулеров норвежского проекта для камчатского рыболовецкого колхоза им. Ленина. В планах на год – заключение контракта на строительство океанографического исследовательского судна проекта 22010 "Алмаз", подобного ОИС "Янтарь", которое мы передали в прошлом году Главному управлению глубоководных исследований МО РФ. Кроме того, с правительством Калининградской области ведутся переговоры о строительстве паромов для переправы Балтийск–Усть-Луга, и, скорее всего, результаты этой работы мы получим к концу года. Идет работа также с мурманскими рыбаками и Архангельским траловым флотом по контрактации еще ряда промысловых судов. То есть, работа по перспективной загрузке предприятия ведется довольно активно. И в итоге завод должен быть диверсифицирован в следующем соотношении: порядка 80% – строительство военных заказов, а 20% – гражданское судостроение.

– Внедряются ли на "Янтаре" новые технологии с использованием новейших материалов, инновации? Не сказывается ли некоторая оторванность Калининградской области от "большой земли"?

– Конечно, внедряются. Это требование времени, и мы на него отвечаем постоянным обновлением производственных мощностей. Завод совместно с Министерством промышленности и торговли РФ разработал федеральную целевую программу технического перевооружения и реконструкции, утвержденную правительством РФ. В рамках этой программы мы и проводим модернизацию завода, начиная с 2012 года – закупаем новые станки и технологические линии, ремонтируем корпуса и набережные, повышая таким образом конкурентоспособность предприятия. Учитывая эксклавное положение региона и его особый экономический статус, Объединенная судостроительная корпорация рассматривает "Янтарь" как отдельный, самостоятельный производственный блок по строительству кораблей, не связанный кооперацией с заводами Северо-Запада. Так что модернизации и развитию калининградского завода придается особое значение.

"Корабел.ру" выражает благодарность за содействие в подготовке материала Роману Черниговцеву, заместителю директора департамента информационной политики – руководителю пресс-службы АО "ОСК" и Сергею Михайлову, пресс-секретарю АО "ПСЗ "Янтарь".

Интервью опубликовано на портале “Корабел.ру” 28 января 2016 г. и доступно по ссылке

Предыдущие публикации

Адмиралтейские верфи, центр неатомного кораблестроения России и одна из старейших действующих верфей в мире, сегодня отмечает свое 315-летие. Помимо двух серий подводных лодок для ВМФ РФ, завод выполняет ряд крупных гражданских заказов: строит серию траулеров, ледостойкую платформу, а также один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире "Виктор Черномырдин". Разноплановое производство требует соответствующей работы с кадрами. О том, как завод взаимодействует с профильными учебными заведениями, чем привлекает и удерживает сотрудников, рассказал заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам АО "Адмиралтейские верфи" Игорь Савельев.

5 ноября 2019

После распада СССР судостроительная и судоремонтная отрасль страны понесла достаточно тяжелые потери. Часть заводов осталась за рубежом и либо закрылись, либо понемногу утратили хозяйственные связи с российскими коллегами. Часть стала жертвами "лихих девяностых", потеряв активы и пойдя с молотка. Третьи пару десятилетий выживали, превращаясь в набор пустых бетонных коробок на полузаброшенных территориях. Тем приятнее рассказывать об обратных примерах, увы, не таких многочисленных, как хотелось бы. Есть в России заводы, которые еще лет пять назад казались обреченными, а сегодня уже вполне уверенно смотрят в будущее. В их числе – 10-й судоремонтный завод, расположенный в городе Полярном, недалеко от Мурманска.

С тех пор, как на предприятии сменилась руководящая команда, 10-й СРЗ стал оживать. Пошли заказы, закипела работа, начали оживать цеха, появилась прибыль. Вдвойне ценно, что все это происходит фактически в условиях кризиса, сотрясающего российскую экономику. А еще стоит учесть, что над теми предприятиями отрасли, что прочно встроены в "военку", сейчас нависает новая проблема – гособоронзаказ сокращается. Необходимо переходить на новые рельсы, искать гражданских заказчиков.

О том, как завод умудряется вставать на ноги в такой непростой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Евгением Зудиным. Показательно, кстати, что это интервью было взято в рамках 15-й Международной выставки гражданского судостроения "Нева", участие в которой 10-й СРЗ счел для себя обязательным.

28 октября 2019

18 октября 2019 года входящий в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод передал заказчику головной ледокол проекта Arc124 "Обь". О полученном опыте, готовности строить новые ледоколы и суда-краболовы в экспресс-интервью порталу Sudostroenie.info во время церемонии рассказал президент ОСК Алексей Рахманов.

21 октября 2019