«Правила игры должны быть для всех»

3 октября 2011
Корабел

С 13 по 14 октября на Севмаше побывал первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Юрий Борисов. Юрий Иванович вместе с руководителями Севмаша, ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит», предприятий-поставщиков, представителями заказчика — Министерства обороны России принял участие в заседаниях межведомственной рабочей группы (МРГ), посвящённых выполнению Севмашем государственного оборонного заказа, в частности, строительству атомных подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень». В сопровождении генерального директора Севмаша Андрея Дьячкова, члена Военно-промышленной комиссии Владимира Поспелова он побывал в заводском музее, в цехе 55, на сдаточных подлодках «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск».

Затем Юрий Борисов дал интервью газете «Корабел» ОАО «ПО «Севмаш».

— Юрий Иванович, вы побывали на Севмаше, посетили строящиеся атомные подводные лодки. Ваше впечатление от увиденного.

— У меня есть с чем сравнивать. Я был на Севмаше несколько лет назад, когда началась работа по пересмотру контракта на переоборудование авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец, тогда была совершенно другая картина. Теперь на предприятии чувствуется оживление. В 55-м цехе мы как раз попали в пересменок; я наблюдал, как одни корабелы идут домой, другие — на работу. По лицам людей видно, что ситуация изменилась. И это радует. Что касается технологического переоснащения завода, то пока я не составил полную картину, потому что для этого нужно более детально вникнуть в суть дела.

— Расскажите о перспективах Севмаша.

— Я знаю о планах, которые заложены в Государственной программе вооружения и проекте федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Речь об атомных подлодках всех проектов, которые строятся на Севмаше. Задачи перед предприятием стоят масштабные; чтобы их выполнить, предстоит напряжённо работать. Но это, на мой взгляд, очень хорошо: значит, у Севмаша хорошее будущее. И северодвинским корабелам надо максимально использовать данные возможности Государственной программы вооружения. Вместе с тем, если говорить о гражданском судостроении, возникает много вопросов, связанных с конкурентоспособностью продукции. Эти темы мы обсуждали и с Андреем Аркадьевичем Дьячковым.

Теперь подробнее о гособоронзаказе. Ситуация в этом плане очень напряжённая, и прежде всего по морской составляющей: у судостроительной промышленности серьёзные расхождения с Министерством обороны России по подходам к ценообразованию.

— В этой связи, какие ваши пожелания корабелам Севмаша?

— Надо просто переосмыслить свои позиции и в какой-то степени по-иному начать работать с Министерством обороны России. Нынешние взаимоотношения с заказчиком (Минобороны России) кардинально отличаются от тех, что были в предыдущие годы. С одной стороны, заказчик занял достаточно жёсткую позицию: он хочет видеть прозрачное ценообразование на всех этапах строительства кораблей. И в принципе, это желание, видимо, оправдано. Но с другой стороны, у корабелов свои резоны, которых нет, наверное, в других оборонных отраслях.

Ни в авиационной промышленности, ни в ракетостроении, ни в производстве обычных видов вооружения нет столь длительных циклов проектирования и создания головных и серийных образцов. Тот же серийный корабль имеет ряд отличий от головного. Эта особенность предполагает и особые подходы к ценообразованию; их необходимо выработать и согласовать с военным ведомством. Пока же промышленность не доказала свою точку зрения, это ещё предстоит сделать. В соответствии с решениями руководства Правительства РФ создана специальная межведомственная комиссия; она будет способствовать сближению позиций промышленности и военных. Скажу, эта тема поднималась и на заседании МРГ. Необходимо всей кооперацией — предприятиями и организациями, которые участвуют в строительстве кораблей, выработать общую позицию. Правила должны соблюдаться всей кооперацией, а не только головным предприятием. Нельзя оставлять его (головное предприятие) один на один с заказчиком. Мы много говорили на совещании об этом. Все звенья длинной цепочки — предприятий кооперации — обязаны по одной методологии, по одним правилам готовить и представлять необходимые документы. И нести полную ответственность за свою часть работы. А головное предприятие (будь то Севмаш, «Рубин» или «Малахит») — координатор должно всё систематизировать и представлять единым «пакетом» заказчику. Это как принцип «единого окна». От слаженной, вдумчивой, системной, доказательной работы зависит, как мы быстро выйдем из сложившейся ситуации с заключением контрактов. Но, я думаю, промышленность шаг за шагом движется в нужном направлении и должна пройти этот путь. Пусть он будет тяжёлым в 2011 году, но в дальнейшем станет легче, когда подойдём к заключению долгосрочных контрактов. Если правильно построить данную работу, у Севмаша будут хорошие перспективы практически до 2020 года.

Беседовал Олег Коротков

Предыдущие публикации

Чем живет, как борется и что предлагает в условиях пандемии Объединенная судостроительная корпорация – это вопрос, который интересует сейчас очень многих. Портал Корабел.Ру взял интервью у президента ОСК Алексея Рахманова.

12 мая 2020

Alexey Rakhmanov, president of United Shipbuilding Corporation (USC), talks to TOGY about the state of Russia’s shipbuilding industry, USC’s biggest ongoing projects and opportunities arising from the development of the Northern Sea Route. United Shipbuilding Corporation is a shipbuilding, repair and maintenance company in Russia.

25 февраля 2020

Головной офис ОСК через полгода переберется в Петербург, где «прописалось» около трети верфей и конструкторских бюро корпорации и где развивается мощный судостроительный кластер. Понятно, что решение перебазировать в северную столицу управленческий персонал компании, столь важной для национальной экономики, принималось наверху. Но у этой истории есть своя логика, в которой хотелось бы разобраться, а заодно и понять, что получит в таком случае Петербург, как такое решение отразится на его бюджете. Об этом - разговор с нашим сегодняшним гостем руководителем одной из крупнейших в России корпораций.

14 февраля 2020