«Правила игры должны быть для всех»

3 октября 2011
Корабел

С 13 по 14 октября на Севмаше побывал первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Юрий Борисов. Юрий Иванович вместе с руководителями Севмаша, ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит», предприятий-поставщиков, представителями заказчика — Министерства обороны России принял участие в заседаниях межведомственной рабочей группы (МРГ), посвящённых выполнению Севмашем государственного оборонного заказа, в частности, строительству атомных подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень». В сопровождении генерального директора Севмаша Андрея Дьячкова, члена Военно-промышленной комиссии Владимира Поспелова он побывал в заводском музее, в цехе 55, на сдаточных подлодках «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск».

Затем Юрий Борисов дал интервью газете «Корабел» ОАО «ПО «Севмаш».

— Юрий Иванович, вы побывали на Севмаше, посетили строящиеся атомные подводные лодки. Ваше впечатление от увиденного.

— У меня есть с чем сравнивать. Я был на Севмаше несколько лет назад, когда началась работа по пересмотру контракта на переоборудование авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец, тогда была совершенно другая картина. Теперь на предприятии чувствуется оживление. В 55-м цехе мы как раз попали в пересменок; я наблюдал, как одни корабелы идут домой, другие — на работу. По лицам людей видно, что ситуация изменилась. И это радует. Что касается технологического переоснащения завода, то пока я не составил полную картину, потому что для этого нужно более детально вникнуть в суть дела.

— Расскажите о перспективах Севмаша.

— Я знаю о планах, которые заложены в Государственной программе вооружения и проекте федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Речь об атомных подлодках всех проектов, которые строятся на Севмаше. Задачи перед предприятием стоят масштабные; чтобы их выполнить, предстоит напряжённо работать. Но это, на мой взгляд, очень хорошо: значит, у Севмаша хорошее будущее. И северодвинским корабелам надо максимально использовать данные возможности Государственной программы вооружения. Вместе с тем, если говорить о гражданском судостроении, возникает много вопросов, связанных с конкурентоспособностью продукции. Эти темы мы обсуждали и с Андреем Аркадьевичем Дьячковым.

Теперь подробнее о гособоронзаказе. Ситуация в этом плане очень напряжённая, и прежде всего по морской составляющей: у судостроительной промышленности серьёзные расхождения с Министерством обороны России по подходам к ценообразованию.

— В этой связи, какие ваши пожелания корабелам Севмаша?

— Надо просто переосмыслить свои позиции и в какой-то степени по-иному начать работать с Министерством обороны России. Нынешние взаимоотношения с заказчиком (Минобороны России) кардинально отличаются от тех, что были в предыдущие годы. С одной стороны, заказчик занял достаточно жёсткую позицию: он хочет видеть прозрачное ценообразование на всех этапах строительства кораблей. И в принципе, это желание, видимо, оправдано. Но с другой стороны, у корабелов свои резоны, которых нет, наверное, в других оборонных отраслях.

Ни в авиационной промышленности, ни в ракетостроении, ни в производстве обычных видов вооружения нет столь длительных циклов проектирования и создания головных и серийных образцов. Тот же серийный корабль имеет ряд отличий от головного. Эта особенность предполагает и особые подходы к ценообразованию; их необходимо выработать и согласовать с военным ведомством. Пока же промышленность не доказала свою точку зрения, это ещё предстоит сделать. В соответствии с решениями руководства Правительства РФ создана специальная межведомственная комиссия; она будет способствовать сближению позиций промышленности и военных. Скажу, эта тема поднималась и на заседании МРГ. Необходимо всей кооперацией — предприятиями и организациями, которые участвуют в строительстве кораблей, выработать общую позицию. Правила должны соблюдаться всей кооперацией, а не только головным предприятием. Нельзя оставлять его (головное предприятие) один на один с заказчиком. Мы много говорили на совещании об этом. Все звенья длинной цепочки — предприятий кооперации — обязаны по одной методологии, по одним правилам готовить и представлять необходимые документы. И нести полную ответственность за свою часть работы. А головное предприятие (будь то Севмаш, «Рубин» или «Малахит») — координатор должно всё систематизировать и представлять единым «пакетом» заказчику. Это как принцип «единого окна». От слаженной, вдумчивой, системной, доказательной работы зависит, как мы быстро выйдем из сложившейся ситуации с заключением контрактов. Но, я думаю, промышленность шаг за шагом движется в нужном направлении и должна пройти этот путь. Пусть он будет тяжёлым в 2011 году, но в дальнейшем станет легче, когда подойдём к заключению долгосрочных контрактов. Если правильно построить данную работу, у Севмаша будут хорошие перспективы практически до 2020 года.

Беседовал Олег Коротков

Предыдущие публикации

Адмиралтейские верфи, центр неатомного кораблестроения России и одна из старейших действующих верфей в мире, сегодня отмечает свое 315-летие. Помимо двух серий подводных лодок для ВМФ РФ, завод выполняет ряд крупных гражданских заказов: строит серию траулеров, ледостойкую платформу, а также один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире "Виктор Черномырдин". Разноплановое производство требует соответствующей работы с кадрами. О том, как завод взаимодействует с профильными учебными заведениями, чем привлекает и удерживает сотрудников, рассказал заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам АО "Адмиралтейские верфи" Игорь Савельев.

5 ноября 2019

После распада СССР судостроительная и судоремонтная отрасль страны понесла достаточно тяжелые потери. Часть заводов осталась за рубежом и либо закрылись, либо понемногу утратили хозяйственные связи с российскими коллегами. Часть стала жертвами "лихих девяностых", потеряв активы и пойдя с молотка. Третьи пару десятилетий выживали, превращаясь в набор пустых бетонных коробок на полузаброшенных территориях. Тем приятнее рассказывать об обратных примерах, увы, не таких многочисленных, как хотелось бы. Есть в России заводы, которые еще лет пять назад казались обреченными, а сегодня уже вполне уверенно смотрят в будущее. В их числе – 10-й судоремонтный завод, расположенный в городе Полярном, недалеко от Мурманска.

С тех пор, как на предприятии сменилась руководящая команда, 10-й СРЗ стал оживать. Пошли заказы, закипела работа, начали оживать цеха, появилась прибыль. Вдвойне ценно, что все это происходит фактически в условиях кризиса, сотрясающего российскую экономику. А еще стоит учесть, что над теми предприятиями отрасли, что прочно встроены в "военку", сейчас нависает новая проблема – гособоронзаказ сокращается. Необходимо переходить на новые рельсы, искать гражданских заказчиков.

О том, как завод умудряется вставать на ноги в такой непростой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Евгением Зудиным. Показательно, кстати, что это интервью было взято в рамках 15-й Международной выставки гражданского судостроения "Нева", участие в которой 10-й СРЗ счел для себя обязательным.

28 октября 2019

18 октября 2019 года входящий в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод передал заказчику головной ледокол проекта Arc124 "Обь". О полученном опыте, готовности строить новые ледоколы и суда-краболовы в экспресс-интервью порталу Sudostroenie.info во время церемонии рассказал президент ОСК Алексей Рахманов.

21 октября 2019