Пролетарский завод: мы включены в перечень системообразующих предприятий

25 декабря 2020
Корабел.ру

Пролетарский завод давно известен своими палубными механизмами, грузоподъемными устройствами, успокоителями качки, насосами и энергетическими установками. Последние десятилетия стали непростым испытанием для одного из флагманов судового машиностроения страны – чтобы сохранить трудовой коллектив предприятию пришлось выпускать батуты и производить пластмассовые сидения для электричек. Сейчас ситуация налаживается. О сегодняшнем дне предприятия нам рассказал генеральный директор Михаил Исполов.

– Михаил Викторович, прошло больше года, как вы возглавили завод. Что удалось сделать за это время?

– В первую очередь, отмечу, что за прошедший период разработан и реализуется план развития предприятия, план финансового оздоровления и, при поддержке АО "ОСК", уже сделаны существенные шаги в данном направлении. В настоящее время заканчивается реализация ФЦП по развитию судового машиностроения, активно прогрессирует направление по изготовлению гидрооборудования. Также стоит отметить успешную реализацию ряда инвестиционных проектов, в том числе по повышению энергоэффективности.

Кроме того, в результате реализации проектов по развитию производственной системы удалось закрыть ряд проблемных мест в процессах изготовления ГТГ и лопаток. Это позволяет нам осуществлять все текущие производственные заказы. Взят на контроль вопрос своевременного обеспечения изделий ЗИП. Это важно в рамках сервисного, гарантийного и постгарантийного обслуживания выпускаемых нами изделий и, как следствие, повышения доверия со стороны основных заказчиков.

– Что принес 2020 год для судового направления предприятия? Какие основные проекты были реализованы в текущем году?

– Значимым событием текущего года стало завершение в сентябре отгрузки газотурбогенераторов для инозаказчика. Для нас важно, что наши партнеры неоднократно отмечали высокую надежность продукции Пролетарского завода и хорошие технические характеристики работы ГТГ. Также стоит отметить реализацию крупной опытно-конструкторской разработки по изготовлению рулевых машин.

Кроме того, в рамках модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" выполнены основные работы по поставке насосного оборудования и аэрофинишеров. Важным шагом стало и решение основных технических вопросов, связанных с укомплектованием изделий Северной верфи и Амурского судостроительного завода насосными агрегатами ранее обанкротившегося монопольного поставщика Подольского электромеханического завода.

– Не так давно появилась информация о поставке оборудования почти на полмиллиарда рублей для ПСЗ "Янтарь" в 2021 году. Насколько уже сформирован портфель заказов завода на следующий год?

– С учетом всех действующих и перспективных проектов на сегодня просматривается загрузка Пролетарского завода порядка 83%. В настоящее время с учетом перспективных проектов мы принимаем все необходимые меры, чтобы обеспечить 100%-ю загрузку предприятия на 2021-2022 годы.

– Пролетарский завод уже более полувека фокусируется на двух основных направлениях – судовом и энергетическом. Какое место в деятельности предприятия занимает сегодня судовое машиностроение?

– Если говорить о текущей ситуации, то по выручке по двум этим направлениям у нас паритет. При этом энергетическое машиностроение является для нас наиболее прибыльным, а судовое – это выполнение гособоронзаказа – наиболее ответственным. Но мы и в дальнейшем планируем развивать оба направления.

– Создание такого сложного оборудования невозможно без тесного сотрудничества производства и науки. Как сегодня строятся ваши отношения с ЦНИИ СМ?

– ЦНИИ СМ – это основной проектант оборудования, выпускаемого Пролетарским заводом, по сути, наш стратегический партнер. Свою совместную работу мы стараемся выстроить в форме конструктивного диалога, стремимся к тому, чтобы как можно больше техники, разрабатываемой ЦНИИ СМ, производилось на Пролетарском заводе. Кстати, значимым для всех нас событием этого года стал переезд в начале сентября ЦНИИ СМ из арендуемых площадей в отремонтированные помещения на территории Пролетарского завода, при этом все рабочие места в здании оборудованы с учетом современных требований к организации деятельности конструкторских подразделений.

– Завод выпускал много оборудования для танкеров, рыбопромысловых баз. Что вы можете предложить гражданским заказчикам сегодня?

– Стоит уточнить, что эта информация не совсем верна – Пролетарский завод не выпускал много разного оборудования для танкеров. Наиболее массово предприятие выпускало крановое оборудование как для судов, так и для портов. При этом основное производство было направлено на обеспечение нужд ВМФ и контрактов по направлению военно-технического сотрудничества. На сегодня перед нами в рамках диверсификации стоит следующая задача – мы прорабатываем различные возможности, чтобы предложить потенциальным заказчикам всевозможные виды лебедок, гидравлического оборудования, систему водоподготовки бактерицидные аппараты "БАКТ", опреснительные установки типа ПРО, краны электрические мостовые, кран-балки электрические. Также совместно с "ОСК-Движение" – дочерней компанией АО "ОСК" в настоящее время прорабатываются вопросы освоения серийного выпуска винторулевых колонок на Пролетарском заводе. Эта работа ведется в рамках внутригрупповой кооперации.

– Какое судовое оборудование, по вашему мнению, должно производиться в стране?

– Ответ на этот вопрос однозначный – всё. Абсолютно всё судовое оборудование мы можем и должны производить у себя в стране. Да, есть некоторые комплектующие, по которым по разным причинам еще не завершено импортозамещение, но на сегодняшний день нет никакого уникального оборудования, которое мы у себя производить не можем.

– Кто основные гражданские заказчики предприятия?

– Наши основные заказчики на сегодня – это, прежде всего, предприятия энергетического и газо- и нефтеперерабатывающего сектора. Среди первых можно назвать Сибирскую энергетическую компанию (АО "СИБЭКО"), Нововоронежская и Белоярская АЭС им. И. В. Курчатов, Ириклинская ГРЭС, Кармановская ГРЭС Башкирэнерго, Минские ТЭЦ 4 и ТЭЦ 5, ПАО "Юнипро". В области газо- и нефтепереработки – это ПАО "НОВАТЭК", ПАО "Газпром", ПАО "Энел Россия".

Также в настоящее время мы ведем активные переговоры по вопросу участия в гражданских проектах предприятий Группы ОСК – завода "Красного Сормово" и Балтийского завода.

– Энергетическое оборудование Пролетарского завода известно в разных странах мира – от Германии до Китая. Какое место сегодня занимает компания в этом сегменте рынка? Что и куда поставляет?

– Прежде всего, наш крупный партнер – это Индия, которая является заказчиком газотурбогенераторов, турбокомпрессоров и ЗИП для ВМС страны. Кроме того, мы поставляем питательные и конденсатные насосные агрегаты в Узбекистан для Сырдарьинской ГРЭС и Ново-Ангренской ГРЭС, а также в Казахстан, а именно на Аксускую ГРЭС.

– Средний возраст сотрудников предприятия превышает 50 лет, еще недавно в цехах можно было встретить токарей за восемьдесят… Существует ли программа по привлечению молодых специалистов?

– Основной драйвер роста, который у нас есть, – это масштабная программа техперевооружения и ремонта как цехов основного производства, так и санитарно-бытовых помещений. Соответственно, создание более современных, оборудованных рабочих мест должно привлекать большее число молодых специалистов.

Кроме того, у нас налажено сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом. Наши работники имеют возможность получить высшее образование на его базе по целевому направлению. В свою очередь, студенты этого вуза нередко выбирают Пролетарский завод в качестве площадки для прохождения практики в ряде случаев с последующим трудоустройством. И, конечно, мы регулярно принимаем участие в ярмарках вакансий, которые организует университет.

Также в настоящее время в активной проработке находится проект обучения рабочих станочных специальностей на базе Академии машиностроения им. Ж. Я. Котина, при этом основным параметром для формирования групп учащихся является возраст до 40 лет.

Вместе с тем на заводе действуют активные общественные организации. Так, создан Молодежный совет, деятельность которого как раз и направлена на вовлечение молодежи в общественную жизнь завода, защиту прав этой категории сотрудников, представление их интересов перед администрацией. Также в наставническую деятельность вовлечено Общество ветеранов Пролетарского завода, члены которого всегда готовы поделиться с молодыми работниками своим опытом, рассказать об особенностях пролетарского производства. Вместе с тем в нынешнем году у нас появился новый профсоюзный лидер, который в сотрудничестве с Молодежным советом и Обществом ветеранов также принимает действенное участие в решении задач по адаптации молодых специалистов на предприятии.

Не меньшее значение в данном вопросе имеет и масштабное развитие производственной системы на Пролетарском заводе. У нас реализуется достаточно большее количество проектов в этом направлении, основной движущей силой которых является как раз наша молодежь.

Все эти факторы в совокупности и призваны привлекать молодых специалистов на завод. И мы рассчитываем, что новое оборудование, новые квалифицированные специалисты позволят нам увеличить выработку, повысить производительность труда, что в свою очередь, приведет к улучшению финансово-экономической ситуации на заводе, росту заработной платы, а значит, предприятие станет более привлекательным игроком на рынке работодателей Санкт-Петербурга.

– За долгую историю Пролетарский завод называли национальным достоянием и стратегическим предприятием, промышленным гигантом и базовым звеном судового машиностроения. А какое определение вы бы дали ему сегодня?

– На сегодняшний день все наши основные проекты направлены на развитие предприятия в рамках концепции "Пролетарский завод – центр судового машиностроения Группы компаний ОСК". Кроме того, Пролетарский завод вошел в перечень системообразующих предприятий Российской Федерации, что тоже очень важно для нас.


Предыдущие публикации

Первые попытки внедрения производственной системы (далее – ПС) на Балтийском заводе вызывали у сотрудников непонимание, скепсис и недоверие. Ряд корабелов считали применение инструментов ПС в своей работе неэффективным. Что поменялось за годы существования ПС на Балтийском заводе, и как она функционирует сегодня? На вопросы отвечает директор по развитию производственной системы Балтийского завода Игнатий Воденников.

6 октября 2021

Кораблестроительная отрасль России после периода безденежья в 90-е годы, стагнации в начале 2000-х вышла сегодня на ритмичное строительство боевых кораблей и подводных лодок для Военно-морского флота страны. В этом году корабелы должны передать флоту 10 кораблей, из которых семь – в оставшийся до нового года период. Рассказать о ходе строительства кораблей, сроках ремонта единственного в ВМФ РФ авианосца и планах на будущее отрасли руководитель профильной редакции РИА Новости Сергей Сафронов попросил генерального директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова.

24 сентября 2021

Военно-морской флот (ВМФ) России в год своего 325-летия пополнит свой состав десятью кораблями различного класса. До конца года на верфях предприятий, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), состоится очередная закладка новых единиц.
О набранных темпах реализации крупных проектов по обеспечению ВМФ, воплощении передовых идей конструкторских бюро на стапелях верфей и о том, нужен ли нашей стране полноценный авианосец, рассказал в интервью ТАСС заместитель генерального директора ОСК по военному кораблестроению Владимир Королев.

23 сентября 2021