Пять банков сложатся на верфь

2 июня 2017
Коммерсантъ

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) рассчитывает получить финансирование на реконструкцию Северной верфи до конца 2017 года, рассказал "Ъ" в ходе ПМЭФ президент госкомпании Алексей Рахманов. Строительство стапельной плиты, накрытой эллингом, корпорация собирается вести на заемные средства. Если раньше речь шла о займе Сбербанка, то теперь ОСК собирается получить средства от консорциума из пяти кредитных организаций. Господин Рахманов не раскрыл названия банков, но отметил, что с каждым из них у корпорации заключены лимитные кредитные соглашения.

Планам по реконструкции Северной верфи уже более полутора лет. Ожидалось, что она начнется в начале 2016 года, в конце 2015 года ОСК даже провела торжественную церемонию закладки фундамента будущего производственного корпуса. Как рассказывали представители корпорации, ожидалось, что деньги из федерального бюджета по одной из ФЦП выделит российское правительство. Но в первой половине 2016 года кабмин отказался финансировать модернизацию — в казне не нашлось денег на дорогостоящий проект. Реконструкция до сих пор включена в ФЦП, но ее реализация предусмотрена на средства ОСК.

Северная верфь специализируется на строительстве среднетоннажных военных кораблей. Первоначально в рамках реконструкции ОСК собиралась рыть на территории предприятия сухой док, который позволил бы строить крупнотоннажные корабли. Стоимость первых трех этапов модернизации оценивалась в 31 млрд рублей, стоимость перспективного четвертого этапа не раскрывалась. После того как правительство отказалось финансировать реконструкцию, в ОСК основательно перекроили проект, отказавшись от сухого дока в пользу более дешевой стапельной плиты, накрытой эллингом. В корпорации ожидают, что стоимость модернизации снизится до 20 млрд рублей.

Часть судостроительного сообщества Петербурга считает модернизацию Северной верфи нецелесообразной. Строительство атомного эсминца "Лидер" в ближайшие годы не состоится по причине урезания федерального бюджета, а вместе с ним и аппетитов Минобороны. Другим большим проектом, который может быть реализован на обновленных мощностях завода, называют атомный ледокол "Лидер" мощностью 110 МВт, но его логичнее строить на Балтийском заводе, специализирующемся на ледокольном флоте, считают противники проекта. В ОСК, в свою очередь, надеются на крупнотоннажные гражданские заказы.

Кредитные средства на модернизацию Северной верфи будут предоставлены только в том случае, если корпорации удастся убедить банки в окупаемости реконструкции. По расчетам ОСК, строительство эллинга окупится в течение 12 лет. Возвращать средства предполагается за счет оборонных и гражданских заказов в пропорции 50/50. По словам господина Рахманова, ОСК собирается воспользоваться механизмом инвестиционных квот и построить 14-16 рыболовных траулеров для российских судовладельцев. Также корпорация рассчитывает построить несколько арктических вспомогательных судов для северных сырьевых проектов. Ранее в прессе появлялись сообщения о строительстве на верфи крупных танкеров класса "Афрамакс", но господин Рахманов опроверг эту информацию.

Сегодня ни одного контракта на строительство не заключено, но, по словам судостроителей Петербурга, у Северной верфи есть шансы заработать на механизме инвестиционных квот. "Выборгский судостроительный завод забит на ближайшие пять лет, "Пелла" тоже загружена. Из верфей, чьи мощности позволяют строить крупные корабли, остаются калининградский "Янтарь" и Северная верфь", — отмечает собеседник "Ъ" в судостроительной отрасли города.

Полный текст публикации доступен по ссылке: Пять банков сложатся на верфь

Предыдущие публикации

Адмиралтейские верфи, центр неатомного кораблестроения России и одна из старейших действующих верфей в мире, сегодня отмечает свое 315-летие. Помимо двух серий подводных лодок для ВМФ РФ, завод выполняет ряд крупных гражданских заказов: строит серию траулеров, ледостойкую платформу, а также один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире "Виктор Черномырдин". Разноплановое производство требует соответствующей работы с кадрами. О том, как завод взаимодействует с профильными учебными заведениями, чем привлекает и удерживает сотрудников, рассказал заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам АО "Адмиралтейские верфи" Игорь Савельев.

5 ноября 2019

После распада СССР судостроительная и судоремонтная отрасль страны понесла достаточно тяжелые потери. Часть заводов осталась за рубежом и либо закрылись, либо понемногу утратили хозяйственные связи с российскими коллегами. Часть стала жертвами "лихих девяностых", потеряв активы и пойдя с молотка. Третьи пару десятилетий выживали, превращаясь в набор пустых бетонных коробок на полузаброшенных территориях. Тем приятнее рассказывать об обратных примерах, увы, не таких многочисленных, как хотелось бы. Есть в России заводы, которые еще лет пять назад казались обреченными, а сегодня уже вполне уверенно смотрят в будущее. В их числе – 10-й судоремонтный завод, расположенный в городе Полярном, недалеко от Мурманска.

С тех пор, как на предприятии сменилась руководящая команда, 10-й СРЗ стал оживать. Пошли заказы, закипела работа, начали оживать цеха, появилась прибыль. Вдвойне ценно, что все это происходит фактически в условиях кризиса, сотрясающего российскую экономику. А еще стоит учесть, что над теми предприятиями отрасли, что прочно встроены в "военку", сейчас нависает новая проблема – гособоронзаказ сокращается. Необходимо переходить на новые рельсы, искать гражданских заказчиков.

О том, как завод умудряется вставать на ноги в такой непростой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Евгением Зудиным. Показательно, кстати, что это интервью было взято в рамках 15-й Международной выставки гражданского судостроения "Нева", участие в которой 10-й СРЗ счел для себя обязательным.

28 октября 2019

18 октября 2019 года входящий в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод передал заказчику головной ледокол проекта Arc124 "Обь". О полученном опыте, готовности строить новые ледоколы и суда-краболовы в экспресс-интервью порталу Sudostroenie.info во время церемонии рассказал президент ОСК Алексей Рахманов.

21 октября 2019