Российский флот будет выглядеть по-новому

20 сентября 2010
Российская газета. 2010. 29 сентября

20 сентября 2010 года Объединенная судостроительная корпорация объявила о первом за всю историю русского флота Всероссийском открытом конкурсе промышленного дизайна в кораблестроении.

Организаторы скромно утверждают, что идея не нова: за границей, мол, подобные конкурсы — многолетняя практика. Для примера приводят ВМС США с «Индепенденсом» — боевым кораблем прибрежной зоны. Это судно крайне оригинального внешнего вида построено по проекту победителя открытых дизайнерских соревнований. Российские дизайнеры именно таким образом — побеждая проектами — давно и успешно заключают контракты в Финляндии, Швеции, Южной Корее. России вплоть до недавнего времени предложить соотечественникам было нечего: у дизайнеров, не включенных в систему КБ и НИИ, не было никакой возможности получить крупные заказы. Конкурс «Строим флот сильной страны» решает эту проблему: у каждого участника появляется реальный шанс заключить договор с госкорпорацией и увидеть свои замыслы спущенными на воду.

На резонный вопрос: «А зачем вам это надо?» президент ОСК Роман Троценко отвечает не задумываясь: «Нужно сделать так, чтобы люди опять гордились кораблями под российским флагом. Сохраняя традиции, благодаря которым Россия обрела статус морской державы, необходимо думать о будущем, чтобы этот статус не стал историей. Сегодня мы строим флот XXI века, и я хочу с помощью российских дизайнеров создавать такие корабли, на которых морякам захочется служить».

Чтобы наверняка не упустить ни одного гиганта дизайнерской мысли, условия предельно упростили — в конкурсе могут участвовать только люди, в смысле физические, а не юридические лица, то есть не фирмы или бюро. Проявить себя дадут состоявшимся профи и молодым специалистам со студентами: они просто будут соревноваться раздельно. Призы также будут разные, но главная награда — возможность продолжить работу с ОСК, если работа дизайнера понравится жюри, светит всем. Предусмотрена и специальная форма выражения зрительских симпатий — грант на годовое обучение в итальянской школе дизайна Europio di Design в Венеции на курсе дизайна яхт. Срок подачи всех заявок — до 10 декабря 2010 года.

Вообще, разброс десяти номинаций — от «футуристического облика корвета внешней морской зоны» до «внешнего и внутреннего вида каютного блок-модуля на 4 человека» — наводит на мысль о том, что, устраивая эту национальную ВДНХ промышленного дизайна, Объединенная судостроительная просто проводит разведку боем: выявляет лучших по различным направлениям, чтобы именно их и пригласить к сотрудничеству. Работы на всех хватит: портфель только гражданских заказов ОСК — 5 миллиардов $ и до конца 2010 года может увеличиться до 6 млрд.

«Строим флот сильной страны» — проект уникальный, но нельзя не заметить, что новое руководство ОСК сразу отказалось от традиционной схемы распределения госзаказов в пользу публичных конкурсов на самые разные услуги. Так, режим открытых торгов на поставку металла для ОСК уже сократил эти расходы на 17%. Очень вероятно, что и функциональные решения, предложенные дизайнерами, не только улучшат качество кораблей, но и уменьшат некоторые статьи бюджета на их строительство. Прием заявок на сайте проекта: www.flotdesign.ru.

Анна Чернега

Предыдущие публикации

Адмиралтейские верфи, центр неатомного кораблестроения России и одна из старейших действующих верфей в мире, сегодня отмечает свое 315-летие. Помимо двух серий подводных лодок для ВМФ РФ, завод выполняет ряд крупных гражданских заказов: строит серию траулеров, ледостойкую платформу, а также один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире "Виктор Черномырдин". Разноплановое производство требует соответствующей работы с кадрами. О том, как завод взаимодействует с профильными учебными заведениями, чем привлекает и удерживает сотрудников, рассказал заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам АО "Адмиралтейские верфи" Игорь Савельев.

5 ноября 2019

После распада СССР судостроительная и судоремонтная отрасль страны понесла достаточно тяжелые потери. Часть заводов осталась за рубежом и либо закрылись, либо понемногу утратили хозяйственные связи с российскими коллегами. Часть стала жертвами "лихих девяностых", потеряв активы и пойдя с молотка. Третьи пару десятилетий выживали, превращаясь в набор пустых бетонных коробок на полузаброшенных территориях. Тем приятнее рассказывать об обратных примерах, увы, не таких многочисленных, как хотелось бы. Есть в России заводы, которые еще лет пять назад казались обреченными, а сегодня уже вполне уверенно смотрят в будущее. В их числе – 10-й судоремонтный завод, расположенный в городе Полярном, недалеко от Мурманска.

С тех пор, как на предприятии сменилась руководящая команда, 10-й СРЗ стал оживать. Пошли заказы, закипела работа, начали оживать цеха, появилась прибыль. Вдвойне ценно, что все это происходит фактически в условиях кризиса, сотрясающего российскую экономику. А еще стоит учесть, что над теми предприятиями отрасли, что прочно встроены в "военку", сейчас нависает новая проблема – гособоронзаказ сокращается. Необходимо переходить на новые рельсы, искать гражданских заказчиков.

О том, как завод умудряется вставать на ноги в такой непростой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Евгением Зудиным. Показательно, кстати, что это интервью было взято в рамках 15-й Международной выставки гражданского судостроения "Нева", участие в которой 10-й СРЗ счел для себя обязательным.

28 октября 2019

18 октября 2019 года входящий в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод передал заказчику головной ледокол проекта Arc124 "Обь". О полученном опыте, готовности строить новые ледоколы и суда-краболовы в экспресс-интервью порталу Sudostroenie.info во время церемонии рассказал президент ОСК Алексей Рахманов.

21 октября 2019