"Цель - 15 судов в год". Гендиректор "Красного Сормово" об устройстве современной судоверфи

5 марта 2019
Корабел.Ру

— Михаил Николаевич, еще с прошлого года вы были назначены и.о. генерального директора завода, и уже в 2019-м полноправно вступили в должность руководителя. Поэтому к вам резонный вопрос — как прошел для предприятия 2018 год и что намечено на ближайшее будущее?

— За прошедший год, я считаю, мы смогли достигнуть весьма неплохих результатов, сдав в общей сложности семь судов — два танкера RST27 и пять сухогрузов проекта RSD59, включая головной. С пятым сухогрузом были некоторые сложности — в процессе строительства проектант предложил провести "модернизацию" строящегося судна для увеличения его грузоподъемности, поэтому в судне прямо во время процесса строительства была изменена конструкция носовой конечности, что позволило увеличить осадку и грузоподъемность на 600 т. Тем не менее, все поставленные задачи были решены, и заказчик остался доволен. Как результат — заключенный контракт на продолжение серии в четыре судна.

Кроме того, были выполнены планы по круизному лайнеру PV300 — год удалось завершить с теми показателями, которые ставились изначально. Как и анонсировалось, были запущены работы по затяжке кабеля, и к концу года мы приступили к электромонтажным работам. Поэтому, думаю, что 2018 мы завершили достойно, и в таком же уверенном темпе начали 2019-й.

Уже в этом году мы должны будем сдать заказчику четыре судна проекта RSD59. И в январе был выигран тендер на строительство еще 11 сухогрузов, по ним контракт еще не подписан, но, думаю, что в марте он уже вступит в силу. В итоге семь сухогрузных теплоходов необходимо будет сдать в текущем году, восемь в дальнейшем.

И будем продолжать работы по PV300. Как вы знаете, передача судна назначена на первое февраля 2020 года. Я думаю, что соблюдая тот темп, который взят сегодня по строительству лайнера, мы несомненно уложимся во все сроки.

Ну и совсем на будущее — уже сейчас работаем над формированием портфеля заказов на 2021-2022 гг. Рассматриваем строительство тех же сухогрузов, производство рыболовных судов. Также в настоящее время в наш адрес поступило несколько запросов о возможности строительства судна подобного PV300, но с меньшими габаритами.

По перечисленным проектам все заказчики российские. На экспорт пока со стороны наших традиционных зарубежных партнеров, к сожалению, заявок не было. Но, я думаю, в ближайшем будущем они могут появиться, и мы будем готовы с этими заказами работать.

Основная наша задача сейчас с перспективой на будущее — это увеличить выпуск гражданской продукции. На сегодняшний день мы готовы выпускать в год порядка восьми-девяти судов, аналогичных RSD59 и RST27, к следующему году это число собираемся поднять до 10, через два года — до 12. Соответственно уже через пять лет при определенном объеме заказов мы планируем выйти на производство 15 судов в год.

— Каким путем будете наращивать такие объемы? Нам известно, что некоторые верфи обращаются к цифровизации. Что сегодня делается на "Красном Сормово" для увеличения показателей?

— Сейчас мы занимаемся внедрением системы бережливого производства и хотим модернизировать техническую часть производства. Программу мы начали активно развивать в прошлом году. совместно с консультантами из "Росатома" был запущен проект в сегменте корпусообрабатывающего производства. И к концу года, по завершении проекта, мы получили заметный прирост производительности труда на 13-14 %.

Сейчас мы планируем транслировать эту систему и на другие участки производства. Результаты ощутимы не только в цифрах. Повышается культура производства, и сами рабочие замечают улучшения. Признают это и специалисты из "Росатома". В марте на территории завода будет проводиться Координационный совет, где мы будем рассказывать, каких успехов мы добились, начиная с первого квартала прошлого года.

Кстати, в прошлом году "Красное Сормово" стало лучшим предприятием по развитию производственной системы среди обществ Группы ОСК. В корпоративном конкурсе завод занял первое место с проектом "Оптимизация судостроительного потока". Так что мы настроены продолжать работать в этом направлении. Тем более, что определенные результаты уже есть — на сегодняшний день мы уже сократили срок изготовления судна при помощи этих инструментов примерно на месяц, при этом избежав крупных вложений.

В этом году мы продолжаем тиражирование опыта оптимизации процесса изготовления секций на сборочно-сварочном участке. Если говорить конкретнее, то планируем снизить время изготовления бортовых, объемных секций, а также крышек люковых закрытий. Помимо этого, стоят амбициозные задачи по сокращению стапельного периода за счет переноса монтажа части систем в цеха, занимающиеся сборкой. Речь, в частности, идет о максимальном насыщении бортовых секций, рулевой рубки и всего четвертого блока надстройки. Логика реализации проектов стандартная, зарекомендовавшая себя на проектах 2018 года: с помощью хронометража и производственного анализа выявляются потери и проблемы в цикле сборки, разрабатываются мероприятия по их устранению. Персонал обучается новым способам работы, результат закрепляется в виде рабочих стандартов. А также мы реализуем ряд проектов в машиностроительных цехах, они направлены на повышение производительности труда и сокращения издержек.

Нужды в модернизации мощностей мы сейчас не испытываем, так как и корпусное производство, и цеха мы полностью модернизировали в 2000-х, что до сих пор позволяет компании работать в конвейерном режиме. Сейчас, скорее, приоритет в смене внутренних регламентов, культуры и методов.

— Расскажите о кадровой политике. Откуда черпаете кадры и возникают ли проблемы с поиском рабочих? Учитывая зарплату, предоставляемые условия, современность оборудования для работы?

— Кадровая политика завода, в первую очередь, направлена на подбор, адаптацию и развитие профессиональных кадров. На заводе имеется свой учебный комбинат, который при необходимости может подготовить все ключевые рабочие профессии. Что касается подготовки и подбора специалистов – мы активно сотрудничаем с учебными заведениями Нижнего Новгорода, такими как Нижегородский политехнический университет, Нижегородский политехнический колледж, Сормовский механический техникум. Иногда приходится пользоваться и специализированными интернет-ресурсами. Относительно недавно мы запустили программу омоложения коллектива. В рамках создания системы кадрового резерва под эгидой ОСК провели предварительный отбор кандидатов (готовим программу развития и карьерного роста). Также на регулярной основе мы активно занимаемся профориентационной работой в школах Нижнего Новгорода.

— Не можем не упомянуть тему импортозамещения. Как оцениваете столь активное движение этой темы? Насколько локализованным является оснащение ваших судов?

— В настоящее время мы не можем с уверенностью говорить, что процесс импортозамещения в отрасли судостроения отличается значительной динамикой. Более того, очевидно, что эффект в публичной плоскости в разы превышает содержательное наполнение и результат данного процесса. Если более детально рассматривать вопрос импортозамещения в нашей отрасли, то роль верфи в данном процессе минимальна, поскольку перечень оборудования, как правило, определяется совместно с заказчиком и проектантом.

— Остается ли судостроение основным направлением работы? Может быть, есть в планах развитие и освоение других видов деятельности? Ведь не секрет, что "Красное Сормово" работает по программе ВПК, которая заканчивается в 2020 году. Есть ли наметки по восполнению этого сегмента деятельности?

— У нас есть планы, которые помогут разрешить момент с военным сегментом, в том числе эти идеи поддерживаются правительством Нижегородской области. В ближайшее время планируется подписание двух договоров нового для нас направления деятельности, которое сможет частично заменить объем работ выпускаемой на сегодня военной продукции на нашем предприятии.

Напомним, что в июне заводом была получена лицензия, дающая право производить продукцию для атомных энергетических установок. И здесь в наши планы входит кооперация с предприятием "Росатом".

В целом — если мы посмотрим на историю нашего предприятия, то обнаружим достаточно широкую номенклатуру производимой продукции, начиная от канализационных люков и заканчивая двухэтажными железнодорожными вагонами. Однако в текущем моменте нашим основным стратегическим приоритетом остается деятельность завода как верфи.

Предыдущие публикации

Судостроительный завод "Северная" верфь" во время пандемии коронавируса приостанавливал работу всего на несколько дней. Генеральный директор завода Игорь Пономарев рассказал в интервью РИА Новости об организации производства в период ограничений, сроках передачи ВМФ России строящихся фрегатов и корветов, а также о перспективах строительства новых кораблей и судов. Беседовала Анжелика Болмат.

12 июня 2020

Генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев рассказал «ПортНьюс» о портфеле заказов предприятия, причинах задержек в строительстве судов рыбопромыслового флота, уровне их локализации, финансовом положении завода, а также ходе модернизации предприятия и сложностях, связанных с пандемией.

9 июня 2020

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) до конца года переедет в Петербург. Как это отразится на развитии судостроительного кластера? Готова ли Северная столица "прописать" у себя крупнейшую российскую компанию? Как изменятся алгоритмы работы судостроителей?
Об этом и о том, стоит ли во время кризиса развивать "фантастические" направления в работе, корреспондент "РГ" поговорил с председателем Cовета директоров акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" Георгием Полтавченко.

7 июня 2020