"У нас есть примеры, когда карьера руководителя начиналась с должности рабочего в цехе"

5 ноября 2019
Корабел.ру

- Каков сейчас портфель заказов завода? Нужно ли дополнительно привлекать персонал, чтобы выполнить производственный план?

 -  Адмиралтейские верфи строят 12 военных кораблей и гражданских судов, всего же законтрактовано 20 подводных и надводных кораблей. В первом полугодии 2019 года более чем на 15% вырос объем работ по сервисному обслуживанию.

Все это гарантирует загрузку предприятия и обеспечивает жителей Санкт-Петербурга рабочими местами на длительный период, до 2025 года. Сейчас на заводе работает около 7000 сотрудников. В 2020 году мы должны постепенно увеличить численность на 400 человек. В первую очередь это основные судостроительные специальности, - например, сборщик корпусов, судовой слесарь-монтажник. Адмиралтейские верфи поддерживают конкурентную на рынке труда заработную плату. Мы предоставляем ДМС, у нас есть собственный медцентр, один из лучших в Санкт-Петербурге. Наши работники и члены их семей отдыхают на льготных условиях на заводских загородных базах отдыха, а их дети – в заводском детском оздоровительном лагере.

- Судостроительные профессии сейчас привлекательны для школьников или тех, кто хочет переквалифицироваться?

- Все больше абитуриентов стремятся после окончания девяти классов получить среднее специальное образование. На наш взгляд, было бы правильно увеличить количество бюджетных мест в колледжах. Отрасль трудоустроит выпускников.

Что касается желающих поменять сферу занятости, в 2020 году мы объявим о наборе учеников. Это программа для тех, у кого нет необходимой подготовки, но есть желание стать остродефицитным производственным рабочим. Обучение на заводе рассчитано на четыре месяца, будет выплачиваться стипендия до 30 000 рублей, если ученик успешно пройдет курс, он будет трудоустроен. В следующем году планируем обучить не менее 200 человек по специальностям сборщик корпусов металлических судов, судовой сборщик-достройщик, судовой слесарь-монтажник и другим.

- Работаете ли вы с вузами?

- И с вузами, и с колледжами. Постоянно сотрудничаем в формировании учебных программ, разработке и корректировке профессиональных и образовательных стандартов, чтобы обеспечивать связь обучения с производством. Активно взаимодействуем с факультетом целевой контрактной подготовки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета ("Корабелки"). Сейчас в "Корабелке" по программе целевой подготовки учатся 63 студента по направлениям "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры" и "Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники". Для этих студентов завод финансировал дополнительную программу "Подготовка высококвалифицированных специалистов в области управления жизненным циклом объектов подводного кораблестроения". Планируется участие в программах целевого обучения "Подготовка высококвалифицированных специалистов в области стратегических информационных технологий управления жизненным циклом морской техники", а также "Информационные технологии". После второго курса студенты проходят практику на Адмиралтейских верфях. После выпуска они будут здесь работать.

Чем хороша производственная практика: есть специфика применяемых технологий, которым не обучишь, пока человек не участвует в решении производственных задач. При этом студенту дается возможность проявить и зарекомендовать себя. На нашей верфи стажируются также ученики петербургского колледжа судостроения и прикладных технологий и других отраслевых колледжей. Ежегодно на предприятии проходят производственную практику не менее 200 учащихся.

Кроме того, отмечу, что подготовка кадров начинается даже не с обучения в колледжах или ВУЗах. Абитуриентов нужно заинтересовать, и для этого мы занимаемся профориентацией. Ежегодно специалисты Адмиралтейских верфей проводят встречи со школьниками и учениками колледжа судостроения и прикладных технологий, Петровского колледжа. Участвуем в ярмарках профессий и днях открытых дверей, организуем экскурсии в музей Адмиралтейских верфей. Эти мероприятия ежегодно охватывают не менее 5000 учащихся школ и средних профессиональных учебных заведений.

- Присматриваетесь ли вы к талантливым специалистам на предприятии?

- Безусловно! И не только к работникам, но и к студентам-практикантам. Ведь в первую очередь нужно привлечь перспективных молодых людей, а затем вовлекать их в коллектив, чтобы им хотелось и дальше работать именно здесь. Разработан целый комплекс мероприятий по адаптации и развитию молодых сотрудников. Есть система наставничества, когда нового сотрудника "прикрепляют" к более опытному специалисту: тот выявляет потенциал новичка и передает ему знания и опыт. 

Наиболее перспективные работники, которые проявили себя, принимали участие в конкурсах профессионального мастерства как на уровне предприятия, так и Объединенной судостроительной корпорации, региона или страны, - или вносили предложения по улучшению производственной системы, -  приказом генерального директора включаются в состав кадрового резерва на руководящие должности. Дальше с ними ведется работа, чтобы развить у резервистов необходимые знания, навыки и компетенции. Она включает в себя обучение по соответствующим программам, определение плана самоподготовки и систему стажировок резервистов.

- Как быстро они смогут сделать карьеру?

- Все очень индивидуально. Основа для роста - профессионализм и активность работника. Но вместе с тем производство часто требует наличия специфических навыков, знаний и опыта, которые нарабатываются не за один год. У нас есть примеры, когда карьера руководителя начиналась с должности рабочего в цехе: человек постепенно проходил все ступени карьерной лестницы. Если же смотреть на построение карьеры как на процесс, то последовательный рост, - повышение разряда, категории, должности, - может быть как очень стремительным, раз в год, раз в два года, - так и довольно медленным, поскольку вышестоящие должности могут быть заняты более опытными коллегами. Но так как Адмиралтейские верфи – большое предприятие, талантливому человеку всегда предоставлена возможность проявить себя. Пользуясь случаем, хочу пригласить на работу в 2020 году сборщиков корпусов металлических судов, электросварщиков, судовых рубщиков, слесарей-монтажников, трубопроводчиков, токарей, фрезеровщиков.

Предыдущие публикации

После распада СССР судостроительная и судоремонтная отрасль страны понесла достаточно тяжелые потери. Часть заводов осталась за рубежом и либо закрылись, либо понемногу утратили хозяйственные связи с российскими коллегами. Часть стала жертвами "лихих девяностых", потеряв активы и пойдя с молотка. Третьи пару десятилетий выживали, превращаясь в набор пустых бетонных коробок на полузаброшенных территориях. Тем приятнее рассказывать об обратных примерах, увы, не таких многочисленных, как хотелось бы. Есть в России заводы, которые еще лет пять назад казались обреченными, а сегодня уже вполне уверенно смотрят в будущее. В их числе – 10-й судоремонтный завод, расположенный в городе Полярном, недалеко от Мурманска.

С тех пор, как на предприятии сменилась руководящая команда, 10-й СРЗ стал оживать. Пошли заказы, закипела работа, начали оживать цеха, появилась прибыль. Вдвойне ценно, что все это происходит фактически в условиях кризиса, сотрясающего российскую экономику. А еще стоит учесть, что над теми предприятиями отрасли, что прочно встроены в "военку", сейчас нависает новая проблема – гособоронзаказ сокращается. Необходимо переходить на новые рельсы, искать гражданских заказчиков.

О том, как завод умудряется вставать на ноги в такой непростой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Евгением Зудиным. Показательно, кстати, что это интервью было взято в рамках 15-й Международной выставки гражданского судостроения "Нева", участие в которой 10-й СРЗ счел для себя обязательным.

28 октября 2019

18 октября 2019 года входящий в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод передал заказчику головной ледокол проекта Arc124 "Обь". О полученном опыте, готовности строить новые ледоколы и суда-краболовы в экспресс-интервью порталу Sudostroenie.info во время церемонии рассказал президент ОСК Алексей Рахманов.

21 октября 2019

Одно из самых западных в географическом плане судоремонтных предприятий России — это 33-й СРЗ, расположенный в городе Балтийске Калининградской области. Пока везде ведутся разговоры о цифровизации судостроения и судоремонта, завод уже делает конкретные шаги в этом направлении. И, похоже, успел добиться определенных успехов в этом плане. Мы беседуем сегодня с генеральным директором предприятия Ильей Самариным.

7 октября 2019