Земснаряды сбились с курса евро. "Красное Сормово" хочет поменять контракт с Росморпортом.

9 июня 2016
Коммерсант

Нижегородская верфь "Красное Сормово" (входит в ОСК) вчера спустила на воду дноуглубительное судно "Кроншлот" — второй земснаряд из трех судов проекта TSHD 1000, строящийся по контракту с Росморпортом от 2014 года. Первое судно "Соммерс" спущено на воду в январе, третий земснаряд "Кадош", сообщили на заводе, будет сдан в этом году раньше срока.

Но на заводе отмечают, что строительство такого судна технически очень сложное, а большая часть оборудования — иностранная (доля российских материалов и технологий — около 15%). Гендиректор "Красного Сормово" Николай Жарков подтвердил "Ъ", что финансовый кризис в стране и изменение курса валют отражается на строительстве судов: в договоре был заложен курс евро около 45 руб., а при покупке (импортных комплектующих.— "Ъ") он достигал 80 руб. "Но мы рассчитываем на понимание заказчика",— говорит топ-менеджер. В Росморпорте не ответили на запрос "Ъ" о возможном пересмотре контракта с учетом роста валютной составляющей. Но источник "Ъ", близкий к ведомству, подтвердил, что руководство "Красного Сормово" ведет переговоры об увеличении стоимости судов. По его словам, хотя с заводом заключен твердый контракт с фиксированной ценой, и рост курса валют не является форс-мажором, Росморпорт прорабатывает вопрос возможности увеличения цены. Но на его решение потребуется время, добавил источник "Ъ".

Проблемы с валютными курсами в судостроении — не новость: ледокол ЛК-25, строящийся той же ОСК, подорожал из-за этого на 1 млрд руб. (см. "Ъ" от 26 января). Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что для судостроения эта проблема складывается как из высокой доли импортных оборудования и приборов, так и из цены на металл, которую металлурги приводят к экспортному паритету (см. также стр. 7).

По словам Николая Жаркова, в этом году "Красное Сормово" планирует сдать еще два танкера RST 27, три таких судна будут сданы в 2017 году. Гендиректор верфи считает, что для полной стабильности верфи не хватает еще "контрактов пять-шесть". По его словам, на более отдаленную перспективу пока заказов на строительство крупных судов у завода нет. Но ОСК, возможно, загрузит завод заказом на круизный лайнер "река--море", подтвердил "Ъ" руководитель дирекции программы "Суда река--море" департамента гражданского судостроения корпорации Сергей Итальянцев: нижегородская верфь рассматривается как одна из возможных площадок. ОСК планирует строительство двух таких судов, выбирая между "Красным Сормово" и астраханской верфью "Лотос". "Мы определяем трудоемкость каждого вида работ",— говорит господин Итальянцев, после формирования стоимости строительства состоится окончательный выбор одного из заводов, "или будут совместно строить".

Также господин Итальянцев сообщил, что параллельно идет доработка проекта лайнеров, созданного в 2013 году по заказу Росморречфлота. В частности, по его словам, произошли изменения в дизайне и требованиях к оборудованию: "Там каюты по 16-19 кв. м с балконами. Это плавучий отель "4 звезды плюс"". По его словам, лайнер "будет ходить на север по линии Москва--Петербург, по Онежскому и Ладожскому озерам, и на юг — с выходом в Крым, в Каспий". Стоимость его постройки сейчас определяется, добавил собеседник "Ъ". Напомним, что ОСК должна получить из бюджета в уставный капитал 4 млрд руб. для создания лизинговой компании по продаже лайнеров. В корпорации "Ъ" ранее сообщали, что "схожие по классу и характеристикам суда стоят на мировом рынке $50-60 млн", и для строительства судов будет привлекаться государственное и банковское финансирование.

Анастасия Веденеева, Наталья Скорлыгина, Яна Циноева; Анна Павлова, Нижний Новгород

Предыдущие публикации

Alexey Rakhmanov, president of United Shipbuilding Corporation (USC), talks to TOGY about the state of Russia’s shipbuilding industry, USC’s biggest ongoing projects and opportunities arising from the development of the Northern Sea Route. United Shipbuilding Corporation is a shipbuilding, repair and maintenance company in Russia.

25 февраля 2020

Головной офис ОСК через полгода переберется в Петербург, где «прописалось» около трети верфей и конструкторских бюро корпорации и где развивается мощный судостроительный кластер. Понятно, что решение перебазировать в северную столицу управленческий персонал компании, столь важной для национальной экономики, принималось наверху. Но у этой истории есть своя логика, в которой хотелось бы разобраться, а заодно и понять, что получит в таком случае Петербург, как такое решение отразится на его бюджете. Об этом - разговор с нашим сегодняшним гостем руководителем одной из крупнейших в России корпораций.

14 февраля 2020

Ситуация со сроками строительства серии траулеров по программе инвестиционных квот на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) в последнее время вызывает пристальное внимание со многих сторон. Ранее портал Sudostroenie.info публиковал позицию заказчика. Теперь предоставляем слово корабелам. На вопросы редакции отвечал начальник отдела маркетинга ВСЗ Никита Ворошилов.

13 февраля 2020