Земснаряды сбились с курса евро. "Красное Сормово" хочет поменять контракт с Росморпортом.

9 июня 2016
Коммерсант

Нижегородская верфь "Красное Сормово" (входит в ОСК) вчера спустила на воду дноуглубительное судно "Кроншлот" — второй земснаряд из трех судов проекта TSHD 1000, строящийся по контракту с Росморпортом от 2014 года. Первое судно "Соммерс" спущено на воду в январе, третий земснаряд "Кадош", сообщили на заводе, будет сдан в этом году раньше срока.

Но на заводе отмечают, что строительство такого судна технически очень сложное, а большая часть оборудования — иностранная (доля российских материалов и технологий — около 15%). Гендиректор "Красного Сормово" Николай Жарков подтвердил "Ъ", что финансовый кризис в стране и изменение курса валют отражается на строительстве судов: в договоре был заложен курс евро около 45 руб., а при покупке (импортных комплектующих.— "Ъ") он достигал 80 руб. "Но мы рассчитываем на понимание заказчика",— говорит топ-менеджер. В Росморпорте не ответили на запрос "Ъ" о возможном пересмотре контракта с учетом роста валютной составляющей. Но источник "Ъ", близкий к ведомству, подтвердил, что руководство "Красного Сормово" ведет переговоры об увеличении стоимости судов. По его словам, хотя с заводом заключен твердый контракт с фиксированной ценой, и рост курса валют не является форс-мажором, Росморпорт прорабатывает вопрос возможности увеличения цены. Но на его решение потребуется время, добавил источник "Ъ".

Проблемы с валютными курсами в судостроении — не новость: ледокол ЛК-25, строящийся той же ОСК, подорожал из-за этого на 1 млрд руб. (см. "Ъ" от 26 января). Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что для судостроения эта проблема складывается как из высокой доли импортных оборудования и приборов, так и из цены на металл, которую металлурги приводят к экспортному паритету (см. также стр. 7).

По словам Николая Жаркова, в этом году "Красное Сормово" планирует сдать еще два танкера RST 27, три таких судна будут сданы в 2017 году. Гендиректор верфи считает, что для полной стабильности верфи не хватает еще "контрактов пять-шесть". По его словам, на более отдаленную перспективу пока заказов на строительство крупных судов у завода нет. Но ОСК, возможно, загрузит завод заказом на круизный лайнер "река--море", подтвердил "Ъ" руководитель дирекции программы "Суда река--море" департамента гражданского судостроения корпорации Сергей Итальянцев: нижегородская верфь рассматривается как одна из возможных площадок. ОСК планирует строительство двух таких судов, выбирая между "Красным Сормово" и астраханской верфью "Лотос". "Мы определяем трудоемкость каждого вида работ",— говорит господин Итальянцев, после формирования стоимости строительства состоится окончательный выбор одного из заводов, "или будут совместно строить".

Также господин Итальянцев сообщил, что параллельно идет доработка проекта лайнеров, созданного в 2013 году по заказу Росморречфлота. В частности, по его словам, произошли изменения в дизайне и требованиях к оборудованию: "Там каюты по 16-19 кв. м с балконами. Это плавучий отель "4 звезды плюс"". По его словам, лайнер "будет ходить на север по линии Москва--Петербург, по Онежскому и Ладожскому озерам, и на юг — с выходом в Крым, в Каспий". Стоимость его постройки сейчас определяется, добавил собеседник "Ъ". Напомним, что ОСК должна получить из бюджета в уставный капитал 4 млрд руб. для создания лизинговой компании по продаже лайнеров. В корпорации "Ъ" ранее сообщали, что "схожие по классу и характеристикам суда стоят на мировом рынке $50-60 млн", и для строительства судов будет привлекаться государственное и банковское финансирование.

Анастасия Веденеева, Наталья Скорлыгина, Яна Циноева; Анна Павлова, Нижний Новгород

Предыдущие публикации

Адмиралтейские верфи, центр неатомного кораблестроения России и одна из старейших действующих верфей в мире, сегодня отмечает свое 315-летие. Помимо двух серий подводных лодок для ВМФ РФ, завод выполняет ряд крупных гражданских заказов: строит серию траулеров, ледостойкую платформу, а также один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире "Виктор Черномырдин". Разноплановое производство требует соответствующей работы с кадрами. О том, как завод взаимодействует с профильными учебными заведениями, чем привлекает и удерживает сотрудников, рассказал заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам АО "Адмиралтейские верфи" Игорь Савельев.

5 ноября 2019

После распада СССР судостроительная и судоремонтная отрасль страны понесла достаточно тяжелые потери. Часть заводов осталась за рубежом и либо закрылись, либо понемногу утратили хозяйственные связи с российскими коллегами. Часть стала жертвами "лихих девяностых", потеряв активы и пойдя с молотка. Третьи пару десятилетий выживали, превращаясь в набор пустых бетонных коробок на полузаброшенных территориях. Тем приятнее рассказывать об обратных примерах, увы, не таких многочисленных, как хотелось бы. Есть в России заводы, которые еще лет пять назад казались обреченными, а сегодня уже вполне уверенно смотрят в будущее. В их числе – 10-й судоремонтный завод, расположенный в городе Полярном, недалеко от Мурманска.

С тех пор, как на предприятии сменилась руководящая команда, 10-й СРЗ стал оживать. Пошли заказы, закипела работа, начали оживать цеха, появилась прибыль. Вдвойне ценно, что все это происходит фактически в условиях кризиса, сотрясающего российскую экономику. А еще стоит учесть, что над теми предприятиями отрасли, что прочно встроены в "военку", сейчас нависает новая проблема – гособоронзаказ сокращается. Необходимо переходить на новые рельсы, искать гражданских заказчиков.

О том, как завод умудряется вставать на ноги в такой непростой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Евгением Зудиным. Показательно, кстати, что это интервью было взято в рамках 15-й Международной выставки гражданского судостроения "Нева", участие в которой 10-й СРЗ счел для себя обязательным.

28 октября 2019

18 октября 2019 года входящий в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод передал заказчику головной ледокол проекта Arc124 "Обь". О полученном опыте, готовности строить новые ледоколы и суда-краболовы в экспресс-интервью порталу Sudostroenie.info во время церемонии рассказал президент ОСК Алексей Рахманов.

21 октября 2019